Главная » Файлы » Для подготовки к экзаменам » 9 класс

Сфера Общественных отношений (социология)
30.08.2015, 20:02

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - форма объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности человека в совместной деятельности.

Виды групп:

  • По численности: большие и малые
  • По характеру взаимодействия: первичные и вторичные (представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.)
  • По способу организации: формальные и неформальные
  • По наличию контактов: условные и реальные, референтные

 

Малая группа:

  • 2-40 человек
  • Непосредственный устойчивый личный контакт
  • Эмоциональность отношений
  • Групповые ценности и нормы

 

Виды поведения индивида в группе:

  • Внушаемость (бессознательное принятие)
  • Конформизм (внешнее соответствие, тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в к-рую человек включен.)
  • Активное согласие (сознательное отставание)
  • Нонконформизм (несогласие с большинством,  стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.)

 

Классические исследования конформизма:


     1) эксперименты Шерифа (1937).


     Вы сидите в тёмной комнате, и в 4,5 метрах от вас появляется светящаяся точка. Сначала решительно ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких секунд, после чего исчезает. А вам нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и у вас нет никакой «точки отсчёта», которая помогла бы вам определить его. И вы начинаете гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос вы отвечаете по-другому: «25 сантиметров». Все ваши последующие ответы колеблются вокруг цифры «20».

     На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе ещё двух испытуемых, которые накануне, как и вы наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи, предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра» - говорит первый. «5 сантиметров», - говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров».

     Если процедура будет повторяться в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, изменится ли ваш ответ? Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменились весьма существенно. Обычно складывалась некая групповая норма. Она не соответствовала действительности. Почему? Потому что световая точка вообще не двигалась! Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение».

   

  2) эксперименты Аша (1955).


     В начале 80-х гг. английские исследователи С. Перрин и К. Спенсер решили перепроверить данные Аша, до мельчайших подробностей повторив его эксперимент. Современные британские студенты, в основном выходцы из среднего класса, проявили полное отсутствие конформизма. Они оказались невосприимчивы к групповому давлению. Две другие группы испытуемых, а именно британские студенты, состоящие на учёте в полиции, и молодые безработные – выходцы из Латинской Америки, проживающие в Англии, показали старый уровень конформизма, такой же, как в первоначальных экспериментах Аша.

     Основной вывод авторов: конформизм вовсе не универсальная черта всех людей, а, скорее, отражение состояния американского общества начала 50-х гг.  

 

Социальные ценности - значимые в нравственном отношении понятия или явления; то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные (жизненные), а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. 

ПРИЗНАКИ:

  • Абстрактность
  • Умозрительность
  • Желанность

 

Почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

     Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность.

     Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.

     Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.

     Однако с точки зрения классической политической экономии никакого парадокса не существует. Цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены.

 

Социальные нормы - исторически сложившееся правило поведения, устанавливающие допустимые границы свободы в обществе; мера, образец, средняя величина чего-нибудь; узаконенное установление, признанный обязательным порядок; правило поведения в определенной ситуации.

ПРИЗНАКИ:

  • Четкость
  • Стандартизированность
  • Обязательность

 

ВИДЫ СОЦ.НОРМ:

  • обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения; 
  • моральные (обеспечиваются авторитетом общественного мнения);
  • религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);
  • правовые (закрепляются в законах и обеспечиваются силой государства); 
  • групповые     

 

     Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

     Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.
     В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.   

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс освоения знаний и навыков, способов поведения необходимых человеку, чтобы стать членом общества и эффективно взаимодействовать со своим окружением.

 

Агенты социализации - люди и организации, которые отвечают за обучение соц-ным и культурным нормам

  • Первичные
    • Родители
    • Сверстники
    • Учителя
  • Вторичные
    • Коллеги
    • Преподаватели ВУЗа
    • Соседи
    • СМИ

Функции агентов:

  • Обучение культурным нормам и образцам поведения
  • Контроль за полнотой усвоения норм путем поощрения или наказания

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ  особый механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение норм, нарушение которых может ему повредить.

 

Виды социального контроля:

  • Групповое давление
  • Принуждение
  • Убеждение

Функции социального контроля:

1) регуляция общественных отношений;

2) противодействие асоциальному, деструктивному поведению членов общества;

3) координация жизни людей, их групп и объединений;

4) поощрение социально одобряемого поведения;

5) обеспечение воспроизводства всей системы общественных связей и отношений.

 

САНКЦИЯ - средство поощрения или наказания, стимулирующее соблюдать нормы.

ВИДЫ санкций:

  • Позитивные и негативные
  • Формальные и неформальные

 

 

 

Социальная связь  – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

 

Виды:

  • Социальный контакт (разовая встреча)
  • Социальное взаимодействие (систематические встречи до достижения определенной цели)
  • Сотрудничество
  • Соперничество: конкуренция, конфликт
  • Социальные отношения (устойчивая система социальных взаимодействий)

 

Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми.

 

Формы МО:

  • Знакомство (в лицо, здороваюсь, говорю на общие деловые темы)
  • Приятельство (взаимная симпатия, тяга к общению)
  • Товарищество (деловые связи, общая цель, общая деятельность)
  • Дружба (взаимная симпатия, взаимопомощь, доверие, близость)
  • Любовь (благородные чувства, самоотверженность, ответственность)

 

ОБЩЕНИЕ – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

 

Структура общения:

  • Субъекты – те, кто обменивается информацией, идеями, действиями. (Реальный, иллюзорный, воображаемый)
  • Цель  - то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно

осуществить

  • Содержание – обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера
  • Средства – способы общения (речь, текст, рисунок, интернет)

 

Функции общения:

  • Дает знания об окружающем мире
  • Усвоение социальных норм
  • Способ взаимодействия
  • Развитие личности
  • Участвует в формировании самооценки
  • Передача информации

 

Виды:

  • Вербальное и Невербальное
  • Непосредственное (через естественные органы) и Опосредованное (через предметы)
  • Прямое и Косвенное (через людей)

 

Формы общения:

  • Служебное (деловое)
  • Интимно-личностное (О как самоцель)
  • Повседневное (бытовое)
  • Убеждающее
  • Ритуальное (этикет)
  • Межкультурное
  • Развлекательное (досуговое)

 

 

Культура общения:

  • Наличие доверия к партнеру
  • Демонстрация уступчивости
  • Внимание к собеседнику
  • Наличие уважения к партнеру
  • Отказ от навязывания своих вкусов, привычек
  • Владение культурой речи

 

 

Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

Виды статусов:

  • Главный (по которому идентифицируют окружающие - ученик)
  • Личный (идентифицируют в малой группе – плохой ученик)
  • Предписанный (не зависел от воли, дан природой или историей – 15лет, белый)
  • Достигаемый (получил благодаря своим усилиям - отличник)

 

Компоненты статуса:

  • Права и обязанности
  • Статусный диапазон (рамки)
  • Статусные символы (форма)
  • Статусный образ\имидж
  • Статусная идентификация (степень соответствия своему статусу)

Социальная роль - совокупность ожидаемых конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение в данном обществе. (модель поведения ориентированная на определенный статус)

 

Виды:

  • Основные (семейные, профессиональные, общественные)
  • Ситуационные (покупатель)

 

Ролевое напряжение возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии).

Ролевые конфликты – проявления более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли исключают друг друга.

 

Социальная адаптация - процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде 

 

Признаки индивидуальной адаптации:

  • повышение социального статуса личности;
  • удовлетворенность существующими отношениями в обществе;
  • активная поддержка и участие в проведении социальных инноваций.

 

 

Отсутствие адаптации на личностном уровне приводит к росту девиаций, социальной апатии, неудовлетворенности жизненными условиями, неуверенности в завтрашнем дне и высокому уровню стрессов, высокой степени беспокойства и агрессивности индивида, сопротивлению любым изменениям, низкой мотивации к достижениям.

 

 

Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется:

  • Доходом
  • Образованием
  • Властью (степень доступа к ней)
  • Престижем

 

Дифференциация  разделение целого на различные части, формы и ступени.

Социальная дифференциация – разделение общества на группы.

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой люди не имеют равного доступа к общественным благам.

 

Стратификация – структура общества и отдельных его слоев; система признаков социального расслоения, неравенства; деление общества на страты в иерархическом порядке.Страта (лат. stratum – пласт) – общественный слой, группа людей, объединенных общими признаками по доходу, власти, образованию, престижу.

 

Системы социальной стратификации:

  • По историческим типам общественного устройства
    • Кастовая (этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами (каста – замкнутая, эндогамная группа, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии, при этом положение в кастовой системе передается по наследству).)
    • Рабовладельческая (предполагает выделение группы людей, неимеющих ни прав ни собственности)
    • Сословная (группы различаются формальными (юридическими) правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся от них в прямой зависимости, передающиеся по наследству)
    • Классовая (группы различаются характером и размером собственности на средства производства и производимый продукт, уровень получаемых доходов.)
  • Современные виды стратификации:
    • Экономическая
    • Политическая
    • Профессиональная

 

Средний класс – совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми).

В развитых странах средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.  Функциями среднего класса традиционно считаются стабилизация общества и воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

 

Воротнички  – условное обозначение различных категорий лиц наемного труда: 

  • Золотые воротнички – научный и проектно-конструкторский персонал.
  • Белые воротнички – инженерно-технические работники и конторские служащие.
  • Серые воротнички – работники отраслей социальной сферы; 
  • Синие воротнички – рабочие, занятые физическим трудом.

 

Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. 
Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.


 Маргинал (от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) находящийся на границе двух сред; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал). 

 


 Социальная мобильность - переход людей из одних общественных групп в другие.      

 

Виды: 

  • межпоколенная и внутрипоколенная
  • вертикальная и горизонтальная 
  • групповая и индивидуальная

Социальный лифт – условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность.


Виды: 
 1.кризисное общество:

  • Революция,
  • Война,
  • Завоевания 

2.нормальное общество:

  • Армия,
  • Церковь,
  • Семья,
  • Брак,
  • Школа,
  • Собственность
       

Социальные фильтры – механизмы, контролирующие процесс вертикальной циркуляции, мобильности.  
          Виды: 1) цензы; 2) квоты; 3) экзамены; 4) аттестация; 5) штрафы; 6) определение статуса; 7) ранги; 8) льготы; 9) привилегии.

 

 

Армия: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Новое время (Кромвель, Грант, Вашингтон, Наполеон и его маршалы).

 Церковь: Из 144 римских пап 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоёв. Институт целибата (безбрачия), введённый в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не обзаводиться детьми.  
 

КОНФЛИКТ - спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами;

КОНФЛИКТ - особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов;

КОНФЛИКТ - конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
 

Структура социального конфликта. 

  • Объект конфликта представляет собой некоторый дефицитный ресурс (то из-за чего). 
  • Субъекты (участники) конфликта: 1) оппоненты, или противоборствующие стороны; 2) вовлечённые группы; 3) заинтересованные группы (косвенно влияют на ход конфликта). 

 

Стадии конфликта:

  • Начало: расхождение во мнениях
  • Словесная дуэль:  приводят доказательства своей правоты                   
  • Отказ от попыток убедить другую сторону
  • Создание негативного образа противника
  • Подмена целей – дожать противника                 
  • Начало угроз
  • Нанесение ущерба
  • Увеличение размеров ущерба            
  • Уничтожение противника

 

Виды конфликтов:

  • Внутриличностный  и Межличностный
  • Экономический, политический, профессиональный, этнический, культурный
  • Конфронтация, соперничество, конкуренция

Стратегии поведения в конфликте:

  • Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
  • Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
  • Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
  • Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
  • Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, соц.групп, общества в целом.

 

Причины соц.конфликтов:

  • Социальная неоднородность общества
  • Различие в уровнях доходов, власти, престиже
  • Религиозные различия
  • Социально-психологические черты человека

 

Последствия социальных конфликтов:

  • Позитивные
    • Информирование о социальной напряженности
    • Стимулирование социальных изменений
    • Снятие социальной напряженности
  • Негативные
    • Создание стрессовых ситуаций
    • Дезорганизация социальной жизни
    • Разрушение социальной системы

 

 

Пути выхода:

  • Невмешательство
  • Реставрация
  • Обновление
  • Насильственное подавление
  • Обращение к арбитру

 

 

Семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.


 КАК малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

 

КАК социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

 

Семейные роли:

  • Супружеские
  • Родительские
  • Детские
  • Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения

 

Виды семьи.

  • в зависимости от формы брака: моногамная  полигамная: 
  • полигиния (несколько женщин) и полиандрия (брак несколько мужчин)
  • по принципу наследования: патрилинеальные и  матрилинеальные 
  • по характеру распределения семейных обязанностей: традиционная и партнёрская
  • по тому как решается вопрос о лидерстве в семье: патриархальные  и матриархальные;
  • по количеству детей: малодетные (1-2 ребёнка), среднедетные (3-4 ребёнка),многодетные (5 и более детей);
  • по составу: расширенные, многопоколенные и нуклеарные 
  • по наличию родителей полные и неполные .  

Функции семьи. 

  • репродуктивная, сексуальная (биологическое воспроизводство членов общества);
  • воспитательная, духовно-нравственная (социализация индивида, формирование его личности);
  • хозяйственно – экономическая (ведение домашнего хозяйства и поддержка нетрудоспособных);
  • эмоционально – психологическая функция (эмоциональная поддержка);
  • социально – статусная (семья предоставляет своим членам социальный статус);
  • защитная;
  • духовно – досуговая (организация рационального досуга).  

 

Тенденции развития современной семьи:

  • Смена стиля на партнерский
  • Сокращение законных браков
  • Падение рождаемости
  • Увеличение разводов
  • Рост неполных семей
  • Увеличение роли женщины

 

Брак -  признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи;

Виды брака в настоящее время:

  • Церковный брак 
  • Гражданский (юридический) брак 
  • Фактический брак 

 

Демографическая ситуация в РФ:

Оценивая общую демографическую ситуацию в России в современный период, отметим в первую очередь, что в 1992 году страна вступила в стадию депопуляции. Естественная убыль населения Россия за 5,5 лет (начиная с 1992 г.) составила почти 4 млн. человек. Уровень рождаемости в России является одним из самых низких в Европе. Он не обеспечивает даже простого замещения поколения родителей их детьми.  Население Российской Федерации на 1 января 2014 года по оценке Росстата было 146,1 млн постоянных жителей, что почти на 3млн больше, в 2013 году.

Для специальных целей изучения демографической ситуации принимаются свои возрастные критерии. Так, в российской статистике выделяются три крупные группы населения по их роли в демографической ситуации: молодое население (дети, дорабочий возраст) - от 0 до 15 лет; взрослое население (рабочий возраст) - от 16 до 60 (женщины - до 55) лет; пожилое население (пенсионеры, послерабочий возраст) - после 60 (55) лет.

В 2009 г. в России впервые за 17 лет, начиная с 1993 г., перестала сокращаться численность населения, остановившись на отметке в 141,9 млн чел. В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т.е. превышения числа смертей над числом рождений, а также из-за эмиграции в зарубежные страны. 

Причины высокой смертности:

1) болезни и несчастные случаи;

2) алкоголизм и наркомания.

 

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов для регулирования воспроизводства населения.

  • Финансовое стимулирование рождаемости
  • Строительство жилья для молодежи
  • Пропаганда ЗОЖ
  • Расширение сети образовательных учреждений

     

 

Миграция - перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства.   Различают внешнюю (за пределы страны) и внутреннюю миграцию. Может носить сезонный характер.     

Эмиграция (от лат. emigrare выезжать) – выезд граждан за границы государства своей гражданской принадлежности на постоянное или временное жительство.

Иммиграция (от лат. immigro вселяюсь) – въезд граждан другой страны или лиц без гражданства в другое государство, в т.ч. на постоянное или временное жительство. 

Категория: 9 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 4503 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.9/54
Всего комментариев: 0
avatar