Главная » Файлы » Для подготовки к экзаменам » 9 класс

Раздел Духовная жизнь общества
14.08.2015, 17:45

Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

 

МОРАЛЬ  –  особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия;

МОРАЛЬ   -  совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

 

Признаки морали: всеобщность и добровольность.

 

Структура морали:

  • ценности,
  • идеалы,
  • категории,
  • нравственные нормы.

 

Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.   

 

Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная (мотивирует человеческое поведение, т. е. выступает как причина и побуждение, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Воспитательная (принципы морали являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей)

4) Координационная  (мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.)

 

Моральные ценности (принципы морали) 

1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм);

2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

 

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

 

Моральный идеал (французское ideal – относящийся к идее) 

1) представление о нравственном совершенстве;

2) высший моральный образец.

 

Категории морали:

  • добро (всё, что является моральным, нравственно должным)
  • зло;
  • долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); 
  • совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми); и стыд – осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям
  • честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);
  • счастье – эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворенность условиями своего существования.
  • Милосердие – сострадательное, доброжелательное отношение

 

Моральные нормы  - вид социальной нормы, правила поведения, обеспечиваемые силой общественного мнения.

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам.

 

Отличие нормы от ценности: жизнь человека — ценность, а ее охрана – норма; ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

 

 РЕЛИГИЯ  - (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. 

Состав (структура) религии:

     1) учение (догматика);

     2) культ – система ритуальных действий;

     3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;

     4) организационное объединение верующих (церковь и секты).

Признаки религиозного сознания:

     1) вера в существование сверхъестественного начала;

     2) признание его высшей ценностью, священным;

     3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;

     4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения;

     5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;

     6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением. 
 

 В ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в буддизме). Так, в Китае при обилии религиозных традиций нет слова «Бог». 

 

 Функции религии:

  • регулятивная,
  • воспитательная;
  • мировоззренческая; 
  • коммуникативная;
  • компенсаторная;
  • фактор интеграции / дезинтеграции общества;
  • культурная.  
     

Классификация религий: 

(по степени, масштабам влияния):

  • родоплеменные примитивные верования;
  • национально-государственные религии (индуизм 550млн, иудаизм 14 млн, конфуцианство 300млн, синтоизм 50);
  • мировые религии (христианство 1млрд., буддизм 300 млн., ислам 500млн).

(по количеству объектов поклонения)     

  •  политеизм
  •  монотеизм.   

 

Мировые религии.

 

Признаки мировых религий:

  • огромное число последователей во всём мире;
  • космополитичность, меж- и надэтнический характер;
  • эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
  • высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).


     

     БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». 
     Четыре благородные истины: 
     1) жизнь есть страдание; 
     2) причина страданий – страсти, желания человека; 
     3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей; 
     4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения.
     

 ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась церквь, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Хдогматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв.. В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который оформился в 1054 г.

Виды:

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм:  лютеранствокальвинизм;  англиканство

     В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма. 
   Особенности католичества: 
     1) филиокве (признание исхождения Святого Духа и от Отца, и от Сына); 
     2) догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности; 
     3) догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Её телесном вознесении на небо; 
     4) признание чистилища; 
     5) целибат (обет безбрачия священников); 
     6) причастие верующих под одним видом (хлеб).

Принципы протестантизма: 
     1) спасение личной верой; 
     2) исключительный авторитет Библии; 
     3) священство всех верующих; 
     4) концепция предопределения (в кальвинизме): уже в земной жизни человеку известно, куда он попадёт – в рай или в ад, если он бедняк – в ад, если человеку сопутствует материальный успех – в рай. 
 

 ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран.
           Пять столпов веры: 
     1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его»; 
     2) пятикратная ежедневная молитва (намаз); 
     3) очистительная милостыня; 
     4) пост в месяц рамадан; 
     5) паломничество в Мекку (хадж).  

Течения в исламе: 
     1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран; 
     2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.

 

 

КУЛЬТУРА   

  • «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большая Советская Энциклопедия);
  • «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
  • «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;
  • признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук
  • набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении.
  • все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты

 

Социальные функции культуры:  

  • познавательная (формирование представлений о мире и приспособления к окружающей среде (одежда, огонь);
  • оценочная (определение системы ценностей)
  • регулятивная (формирование норм и требований)
  • информативная (передача опыта и ценностей)
  • социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний);
  • коммуникативная (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).  
     

Виды культуры:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада; 
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 
  •  по связи с территорией: сельская и городская культура; 
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  •  по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
    по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.

 

Формы культуры:

 Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. 
     Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.

Элитарная культура  – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).

 Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.   

Признаки элитарной культуры:

  • высокий уровень (сложность содержания);
  • получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
  • подготовленность аудитории к восприятию;
  • узкий круг создателей и аудитории;
  • определяет развитие всей культуры.  

Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

 «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

 Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.

 Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
     

 


 Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. 
 Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). 

 

Образование  - процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения навыками и умениями;

Образование  - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

 Просвещение – распространение знаний, образования.

 

Направления (тенденции) образования в современном мире:

  • гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам, нравственному воспитанию
  • гуманитаризация  усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин
  • интернационализация  сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс)
  • компьютеризация (использование новых современных технологий обучения)
  • демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения
  • росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей
  • непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ

 

Принципы:

  • гуманистический характер;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • единство
  • общедоступность образования
  • приспособление системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер государственного образования;
  • свобода и плюрализм;
  • демократический характер управления

 

Ступени Российской системы образования:

  1. общее образование:
    • дошкольное образование,  
    • начальное общее;
    • основное общее (5-9 классы);
    • среднее (полное) общее (10-11 классы);
  2. профессиональное:
    • начальное профессиональное;
    • среднее профессиональное;
    • высшее профессиональное;
    • послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

 

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;
 

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка. 

 

Функции науки:

  • Познавательная
  • Культурная
  • Практическая
  • Социальная

 

Виды наук:

  • По предмету изучения:
    • Естественные (физика, химия, математика)
    • Гуманитарные (философия, история)
    • Общественные (социология, экономика)
    • Технические (радиоэлектроника)
  • По практичности
    • Фундаментальные
    • Прикладные

 

ИСКУССТВО -  это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах.

Художественный образ –  рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности

 Специфика искусства как формы познания:

  • образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);
  • способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);
  • субъективность, значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.
  • стремление преодолеть стереотипность восприятия мира  

 

Функции искусства:

     1) эстетическая;

     2) познавательная;

     3) коммуникативная;

     4) гедонистическая (наслаждение, гедонизм – смысл жизни в удовольствии);

     5) эвристическая (творческая);

     6) катарсическая («очищающая»);

     7) социально-организующая;

     8) воспитательная;

     9) игровая;

     10) компенсаторная (восстанавливает гармонию)

     11) предвосхищение, предсказание.

Виды искусства:                                                                   

  • аудиальные (звук в музыке); 
  • визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);
  • словесные (художественная литература, проза, поэзия);
  • синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
     

ИЛИ   

  • Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. Существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. 
  • Временные (динамические) виды: литература, музыка. Основой этих видов искусства является разворачивающаяся во времени композиция.
  • Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада (светомузыка Скрябина).

 

Происхождение искусства: 
     1) биологизаторская концепция (Дарвин) усматривает исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя; 
     2) игровая теория причины искусства видит в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости «тренировки» для усвоения социальных ролей; 
     3) магическая теория считает искусство формой различных видов магии; 
     4) трудовая теория утверждает, что искусство – «дитя труда», а не игры; полезные качества предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Категория: 9 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 3165 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar