Главная » Файлы » Для подготовки к экзаменам » 9 класс |
14.08.2015, 17:45 | |
Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
МОРАЛЬ – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; МОРАЛЬ - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Признаки морали: всеобщность и добровольность.
Структура морали:
Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения). 1) Нравственность = мораль. 2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей. 3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.
Функции морали. 1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах). 2) Мотивационная (мотивирует человеческое поведение, т. е. выступает как причина и побуждение, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать). 3) Воспитательная (принципы морали являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей) 4) Координационная (мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.)
Моральные ценности (принципы морали) 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.
Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Моральный идеал (французское ideal – относящийся к идее) 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.
Категории морали:
Моральные нормы - вид социальной нормы, правила поведения, обеспечиваемые силой общественного мнения. Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам.
Отличие нормы от ценности: жизнь человека — ценность, а ее охрана – норма; ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.
РЕЛИГИЯ - (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Состав (структура) религии: 1) учение (догматика); 2) культ – система ритуальных действий; 3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний; 4) организационное объединение верующих (церковь и секты). Признаки религиозного сознания: 1) вера в существование сверхъестественного начала; 2) признание его высшей ценностью, священным; 3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий; 4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения; 5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований; 6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением. В ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в буддизме). Так, в Китае при обилии религиозных традиций нет слова «Бог».
Функции религии:
Классификация религий: (по степени, масштабам влияния):
(по количеству объектов поклонения)
Мировые религии.
Признаки мировых религий:
БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась церквь, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Хдогматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв.. В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который оформился в 1054 г. Виды:
В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма. Принципы протестантизма: ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран. Течения в исламе:
КУЛЬТУРА
Социальные функции культуры:
Виды культуры:
Формы культуры: Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Элитарная культура – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие. Признаки элитарной культуры:
Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей. Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре. Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
Образование - процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения навыками и умениями; Образование - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. Просвещение – распространение знаний, образования.
Направления (тенденции) образования в современном мире:
Принципы:
Ступени Российской системы образования:
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка.
Функции науки:
Виды наук:
ИСКУССТВО - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах. Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности Специфика искусства как формы познания:
Функции искусства: 1) эстетическая; 2) познавательная; 3) коммуникативная; 4) гедонистическая (наслаждение, гедонизм – смысл жизни в удовольствии); 5) эвристическая (творческая); 6) катарсическая («очищающая»); 7) социально-организующая; 8) воспитательная; 9) игровая; 10) компенсаторная (восстанавливает гармонию) 11) предвосхищение, предсказание. Виды искусства:
ИЛИ
Происхождение искусства: | |
Просмотров: 3165 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |