Главная » Файлы » Для подготовки к экзаменам » 9 класс |
03.08.2015, 13:48 | |
Обществознание. Введение в предмет.
В настоящее время существует множество наук, вы многие из них знаете, некоторые уже начали изучать в школе: физика, биология, география, литература… Каждая наука изучает различные явления или процессы. Тот предмет или явление, которое изучает наука, называется объект исследования. А тот, кто изучает, называется субъектом исследования.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Объект – общество и общественные процессы. Субъект – человек (ученый). Особенность обществознания: объект и субъект исследования в некоторых ситуациях могут совпадать, так как человек является частью общества, а значит вовлечен в процессы изучения. Обществознание включает науки:
Общество. Признаки общества: 1.является самостоятельной системой 2.имеет свою территорию 3.обладает системой управления 4.существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида 5.имеет свою систему ценностей и культуру 6.люди осознают свою идентичность, признают себя частью общества
Три основных подхода к понятию «Общество»:
ОБЩЕСТВО (определения)
Общество – это система.
Система
Принципы (черты) человеческого общества как системы:
Подсистемы общества (сферы жизни общества):
5 основных институтов общества:
Этапы развития общества.
Все общества (как этап развития) можно поделить на 3 типа:
Человек. Признаки человека:
Человек (определения):
Антропогенез – длительный и неравномерный процесс появления человека разумного. (см.задание для урока) Основные стадии антропогенеза:
Отличие человека от животного
Формирование личности. Индивид – отдельный представитель человеческого рода, отдельное биосоциальное существо, единичный представитель рода человеческого Индивидуальность – совокупность черт, отличающая данного человека от других людей и определяющая своеобразие его поведения и мышления. Личность – это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и развитием. Психика – это свойство человека, определяющее его поведение и отвечающее за воспрриятие им реальности. Факторы формирования личности:
Характеристики человека, влияющие на развитие личности:
Темперамент - эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира. Виды: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Характер - совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичный способ его мышления и поведения. (типологий характеров очень много) Эмоции - переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (чувства – высшие эмоции) Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Интеллект - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
На формирование человека, личности влияют
Этапы развития человека по Э.Эриксону. 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Стадия 1. Младенчество От рождения до 18 месяцев В течение первого года жизни человек сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем. Первое социальное достижение – это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. "Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать менй в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль". Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность. Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?
Стадия 2. Раннее детство От 18 до 36 месяцев Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет", ребенок обнаруживает свою автономность. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность выражать эмоции. Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях. В отсутствие постоянного освоения новых навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному. Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля. Вопрос, на который отвечают: Могу ли я?
Стадия 3. Детство От 3 до 5 лет
После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать себя и контролировать импульсы, в этих попытках проявляется ответственность. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Вопрос, на который отвечают: Могу ли я любить и любим ли я? Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения? Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Стадия 4. Школьный возраст От 6 до 11лет В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести: умение работать в команде, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка могут возникнуть проблемы, если взрослые ожидают от него слишком много или слишком мало. У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям. Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире. Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность отбить желание пробовать что-либо новое. Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?
Стадия 5. Юность От 11 до 18 лет Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди становятся "врагами" или "идолами". Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, человек всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других людей своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он ищет людей похожих на себя. Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному подражанию. Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?
Стадия 6. Молодость От 18 лет до начала среднего возраста (около 35 лет) Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", близости (близкие, доверительные отношения между людьми) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненный выбор. Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу, поделиться с другим тем, кто он есть. Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, искать компромиссы в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии. Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества. Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь близкие отношения?
Стадия 7. Зрелость Взрослость 35 лет – 60 лет "Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. Именно от ощущения достиг ли человек желаемого, достаточного для его самоуважения зависит, как дальше будет развиваться человек. На этом этапе человек может довольствоваться тем, что есть или желать большего и считать, что он не достиг того, чего желал. К завершению этой стадии важно подойти с пониманием, как жить дальше, какие новые задачи решать. Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
Стадия 8. Старость 60 лет - Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей мучает вопрос, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы, чувстве удовлетворения от своих успехов и поступков. Вопрос, на который отвечают: Имела ли моя жизнь смысл?
Особенности подросткового возраста
Подросток - это человек в возрасте от 11 до 15 лет, совершающий постепенный переход от детства к юности, от незрелости к зрелости. Подростковый возраст = Переходный возраст : потому что переход от детства к юности!!! Что делает человека Человеком? Деятельность. Именно в деятельности человек реализует себя, именно целенаправленной деятельностью наполнена жизнь каждого человека. Каждый индивидуален и хочет чем-то выделиться, проявить себя, сделать так, чтобы его запомнили: пишут стихи, возводят города или как Герострат сжигают храмы (Артемиды). Способности и дарования также развиваются в процессе деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (материальные и духовные). Выделяют практическую и духовную деятельность Структура деятельности: цель – средства достижения цели – действия, направленные на достижение цели – результат - субъект (тот, кто делает) - объект (то с чем делают). Черты деятельности:
Виды деятельности:
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата. Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания. Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности). Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры. Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности. Общение (нет объекта, не все выделяют как вид деятельности, скорее условие деятельности) – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Виды: речевое и неречевое Формы: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное
Потребности и способности.
Одним из основных отличий человека от животного является целенаправленная деятельность, которая и составляет основу жизни человека. У каждого человека цели деятельности свои, как различны интересы, но в любом случае человеку важно получить результат своей деятельности, ведь человеком движут интересы и потребности. Они составляют фундамент действий и поступков человека.
Мотив побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Виды потребностей: (версия короткая) 1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека); 2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств); 3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности: 1) физиологические; 2) экзистенциальные (в безопасности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные + 6) познавательные и 7) эстетические. Первые два типа потребностей – первичные (врождённые), а следующие три – вторичные (приобретённые). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
В зависимости от мотивов и потребностей, которые преобладают в поведении конкретного человека, можно сказать какие нравственные принципы он разделяет: Альтруизм и эгоцентризм. Альтруизм - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Эгоцентризм - взгляд на мир только из своей личной перспективы, неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения; крайняя форма проявления эгоизма.
Потребности реализуются только по средством способностей в человеческой деятельности.
Задатки – это физиологические особенности организма, центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Например, хороший слух, красивый голос певца, способность быстро бегать, особенности памяти. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. Виды: интеллектуальные, коммуникативные, художественные, физические, организаторские, и др. Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Мышление и познание.
Мышление - это процесс отражения мира в понятиях суждениях и теориях, производимых человеческим мозгом. Связано с развитием клеток мозга и общественным прогрессом. Основные мыслительные процессы:
Средство мышления – РЕЧЬ Речь:
Служит средством коммуникации. Качества мышления:
Типы мышления. (На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления): 1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. 2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку. 3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
Формы мышления: 1) понятийные и категориальные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.
Образ Я: Реальное Я Динамическое Я (каким хочет стать в ближайшей перспективе) Фантастическое Я (каким видит себя в мечтах) Идеальное Я (каким человеку было бы приятно себя видеть)
Источники знаний о себе:
Познание - процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. Познание – вид деятельности человека, значит имеет свой субъект (человек, который познает, и объект – предмет или явление, подвергающееся обследованию).
Виды познания:
Пути познания:
Уровни Познания:
Лидер и лидерство.
Лидер - самый авторитетный член группы, обладающий общим признанием и способный вести за собой. Умения лидера:
Функции лидера:
Лидерство – процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы.
Элементы лидерства:
| |
Просмотров: 3138 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |