Главная » Статьи » Методические приемы и технологии для уроков

Приемы, направленные на развитие умения интерпритировать

Эвристический метод обучения.

 

Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: "мозговой штурм”, "мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ. Основной  целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.  Для использования этого интерактивного метода я на своих уроках следую такой схеме: объявление темы и задания на урок, разделение класса на малые группы по 5-6 человек, постановка проблемной ситуации, организация обсуждения данной ситуации внутри групп, организация критического обсуждения идей решения ситуации между группами, формулировка выводов относительно решения проблемной ситуации на основе общего обсуждения. В своей практике я использую эти приёмы для повторения или проверки знаний. С точки зрения развития коммуникативной компетентности такие приемы интересны усвоением норм работы в малой группе и форм презентации своей позиции на общую аудиторию, освоение правил ведения дискуссий и споров. 

 

Метод эмпатии (метод личной аналогии).

 

При использовании метода эмпатии происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения. На уроках МХК можно предложить следующие темы проектов, которые можно воплотить в рамках одного урока: 1) «Я — художник» (сделать иллюстрации к цитате, подобрать цветные ассоциации); 2) «Я — поэт» (подобрать стихотворные строки, иллюстрирующие художественные произведения); 3) «Я - переводчик» (перевести смысл художественного произведения с одного пластического языка на другой, например, язык красок в язык жестов, скульптур).

 

Метод дискуссии.

 

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.

 

Различают:

 
  • Дискуссии-диалоги, когда урок компанируется вокруг диалога двух главных участников.
  •  
  • Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
  •  
  • Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
 

Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: "Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Для формирования коммуникативных навыков необходимо добиться, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнения других выступающих и, возможно, оспаривать их. Важно для успешного проведения урока-дискуссии заранее обозначить правила ведения дискуссии. В своей работе я придерживаюсь следующих правил:

 
  •  Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.
  •  
  •  С уважением относитесь к мнению другого человека.
  •  
  •  Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Уважайте мнение любого человека. 
  •  
  •  Придерживайтесь дружелюбного тона.
  •  
  •  Не спорьте ради спора!
  •  
  •  В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
 

          Метод дискуссии позволяет учесть контекст деятельности каждого старшеклассника, сферы его интересов, духовных потребностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Выполняя задание, учащиеся проявляют себя следующим образом: адекватно выражая переживание, вырабатывают собственную позицию, порождают личностно значимые смыслы в ситуации выбора именно того смысла, который представляет для них ценность.

 

 «Послушать-сговориться-обсудить»

 

Такую образовательную технологию используют американские учителя. Применяя эту технологию, учитель задает вопрос, предлагает ученикам продумать ответ (его следует записать в тетрадь), рассказать свой вариант соседу. Затем ученики-соседи обсуждают ответ между собой и приходят к общему мнению (общий ответ так же записывается в тетрадь). Этот общий ответ они предлагают для обсуждения всему классу. Класс рассматривает несколько ответов, предложенных разными парами учеников – общий вариант ответа также записывается в тетрадь. Вопрос, предлагаемым ученикам, должен быть таким, чтобы ответ на него предполагал размышления, анализ, сравнение. Эта техника имеет определенные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любым уровнем подготовки.

 

 

 

Метод «case study»

 

Родиной данного метода являются Соединенные Штаты Америки, где он был в 1924 году впервые применен. Метод case study  также применим к использованию в школе на уроках мировой художественной культуры. Ведь case study позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Метод case study развивает следующие аспекты коммуникативной компетентности: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, умение находить пропуски информации и восстанавливать её целостность, умение использовать не только логические умозаключения, но и творческий подход, умение вести дискуссию, убеждать, уступать и объединяться в коалиции, контролировать себя. Проблема использования case study в современной отечественной педагогике – отсутствие хороших, подготовленных ситуаций. При желании учитель может самостоятельно придумать условия такой задачи, но тогда они должны отвечать определённым требованиям: соответствовать четко поставленной цели, иметь должный уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни, провоцировать дискуссию, иметь несколько решений. 

 

Метод проектов.

 

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся в определённый отрезок времени. Проектная деятельность обязывает учеников планировать свою деятельность, использовать много источников информации, использовать собственный опыт и знания, аргументировать  мысль, принимать решения, создавать конечный продукт.

 

Метод проектов возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны  с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи. Основная идея: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика сообразно его личным интересом именно в этом знании. В России подобные разработки велись под руководством педагога С.Т. Шацкого. Диапазон учебных целей данного метода: развитие познавательных и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Самое сложное для учителя в работе методом проектов — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся могут выбрать не тот путь и идут «не туда». Учитель должен выполнять следующие функции:  помогает ученикам в поисках источников информации, поддерживает и поощряет, следит за непрерывной обратной связью между ним и учениками.  У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективных характер, а их преодоление является одной их ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, его нужно организовывать, проектировать, так как учащимся сложно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать их пути решения.

Категория: Методические приемы и технологии для уроков | Добавил: Nath (01.07.2014)
Просмотров: 1290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0