Главная » Статьи » Методические приемы и технологии для уроков

Приемы, направленные на развитие творчества

Коллективное творческое дело

 

Коллективное творческое дело – это методика, которая обычно используется для внеклассной и внеурочной деятельности детских коллективов. Поскольку в своей школьной деятельности я занимаюсь не только преподаванием, но и организацией различных школьных мероприятий, мне показалось эффективным переложить данный метод на преподавание мировой художественной культуры. В своей практике я предлагаю старшеклассникам завершить изучение какой-либо темы коллективным творческим делом, например — театрализованным представлением «Эпоха». В процессе учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. Группа учащихся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини-спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, нравственной, художественной и т.д.). Театрализованное представление как форма, конечно, требует костюмы и декорации, которые также должны соответствовать эпохе. Подготовка таких представлений — процесс трудоёмкий и для преподавателя, и для учащихся, но «искусство требует жертв».

 

Проблемное обучение.

 

Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1) создание проблемной ситуации; 2) формирование гипотез разрешения; 3) проверка решения с систематизацией полученной информации. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Одним из вариантов проблемного урока может быть урок, основанный на приёме «корзина». Прием, в призме использования непосредственно на уроках МХК, дает возможность проанализировать жизненный уклад, мировоззрение какого-либо народа или эпохи. Для этого учащимся предлагается: «в мельницу» положить то, что казалось смешным; «в урну» - то, что с позиции современного человека кажется неправильным; «в чемодан» - то, чему современный человек может поучиться и взять на вооружение в своей жизни.

 

Метод ролевых игр.

 

 Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в ролевых играх. Педагогическая суть игры — активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Как уже было отмечено в данной работе для старшеклассников особенно важно попробовать на себе как можно больше социальных ролей, ведь именно через проживание возможно реальное присвоение себе социальных компетентностей, а значит адекватное взросление.

 

В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

 

В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:

 

1.     Выбор темы. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса.

 

2.     Постановка целей и задач с учетом не только темы, но и анализа исходной ситуации.

 

3.     Определение структуры с учетом темы, целей, задач, состава участников.

 

4.     Диагностика игровых качеств участников ролевой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному классу, а ориентированы на особенности данного коллектива.

 

5.     Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

 

Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

 

Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением раздела, дисциплины в целом. Так, после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». В целом, говорить о моде Средневековья можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать учеников на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д.

 

Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию».

 

Для работы с помощью ролевой игры «заседание пресс-клуба» объявляется тема урока, творческой группе предлагается ряд заданий: взять на себя роль художника, его современников, критика-искусствоведа, покупателя-заказчика, эксперта. Каждый герой выражает свое мнение на счет написанного «художником» произведения, спорит, защищает свою точку зрения. Важно соблюдать правила: выражать самые разные, порой странные мнения о произведении, обязательно спорить, запрещается оскорбительно отзываться о чем-либо или ком-либо, переходить на личности, прерывать собеседника, при отсутствии аргументов настаивать на своей точке зрения. В ходе «заседания» звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала. Возможен и другой  ход урока: «художник» представляет свою картину, рассказывает, что он чувствовал, когда писал её, «критик-искусствовед» рассуждает, почему эта картина не может считаться шедевром, как именно она нарушает привычный ход вещей и те культурные традиции, которые существуют в обществе. «Современники»  ропщут о том, что данная картина нарушает все нормы приличий, которые сейчас существуют в обществе, и так далее. Таким образом, можно видеть, что, играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, самостоятельно задавая начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Подготовиться ученику к такому уроку, используя только учебник, практически невозможно, поэтому в план урока может входить обсуждение результатов самостоятельной работы каждого с дополнительными источниками информации.

 

Похожим образом может развиваться и урок-суд, поскольку очевидно: несмотря на иной набор персонажей (прокурор, адвокат, обвиняемые, судья), он также является ролевым уроком. В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над героем художественного произведения». На уроке заданы определенные условия, заранее распределены роли – дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем за героем остается право, выступать ли на стороне обвинения или защиты. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.

 

«Создание рекламы» - этот вид работы развивает у школьников память, внимательность, изобретательность, умение комбинировать, искать нетрадиционные решения. Ученики для такой работы разделены на небольшие группы, которые дома или непосредственно на уроке (в зависимости от сложности поставленной задачи) коллективно создают рекламный ролик. Варианты задач: реклама картинной галереи, посвященной определенному жанру живописи или автору, которого недавно изучили. Или наоборот - группа получает произведение искусства и должна придумать товар и ролик, для рекламы которого это произведение подойдет. Далее группы демонстрируют свою рекламу, а другие анализируют её, используя следующие критерии: соответствие рекламы товару, максимум информации при минимуме слов, доступность, оригинальность.

 

Изучение нового материала можно разнообразить приемом «Презентация туристического направления». Для такого урока учителю следует заранее подготовить раздаточный материал (или это могут быть выдержки из параграфов учебника) по количеству групп, на которые будет поделен класс. Итак, каждая группа получает текст с описанием некой цивилизации, культуры, стиля, города и так далее. Прочитав предложенный материал они должны подготовить сообщение – презентацию, используя все подручные средства, для того чтобы именно их направление выбрали «туристы-одноклассники». Такой способ позволяет: во-первых, изучить новый материал, во-вторых, проявить творческий подход, в-третьих, оказаться в близкой к реальности ситуации. Применяя этот метод, следует четко давать задание учащимся, лучше зафиксировать его в карточках для каждой группы, где прописать необходимый минимум информации, который группа должна отразить в своей презентации. Такая предосторожность важна, если группам предлагается изучить разный материал, для того чтобы остальные ученики тоже смогли его узнать.

Категория: Методические приемы и технологии для уроков | Добавил: Nath (01.07.2014)
Просмотров: 1618 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0