Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс

Теория государства (часть 2)
07.03.2016, 18:08
  1. ГОСУДАРСТВО: форма государства

 

Форма государства – это характеристики государства:

  • форма государственного правления
  • форма государственного устройства
  • политический режим        

 

Факторы, влияющие на ФГ:

  • Уровень экономического развития
  • Отношения между политическими силами в государстве
  • Георгафическое положение
  • Исторические традиции
  • Господствующая идеология
  • Религия
  • Уровень культурного развития и национального сознания народа
  • Степень политической активности населения

 

В настоящее время (январь 2012 года) существует 193 государства (и около 260 стран), признанных большинством других государств.

 

Государства, не признанные большинством других государств

 

Абхазия

(официально считается частью  Грузии)

Южная Осетия

(официально считается частью  Грузии)

Галмудуг

(официально — часть  Сомали)

Сомалиленд

(официально — часть  Сомали)

Пунтленд

 (официально — часть  Сомали)

Приднестровская Молдавская Республика

(официально считается частью  Молдавии)

Нагорно-Карабахская Республика

(официально считается частью  Азербайджана)

Турецкая Республика Северного Кипра

(официально считается частью  Кипра, однако признано  Турцией)

Себорга

(официально — часть  Италии)

Косово

(большинством государств признаётся частью  Сербии)

Тайвань

(официально считается провинцией  КНР, признан некоторыми странами как самостоятельное государство и до начала 1970-х годов представлял Китай в ООН)

Тамил-Илам

(официально считается частью  Шри-Ланки)

Вазиристан

 (официально — часть  Пакистана)

 

Территории с неопределённым статусом

Палестина

(частично оккупирована  Израилем)

Западная Сахара

(оккупирована  Марокко)

Силенд

(территория официально не признаётся частью какого-либо государства, в том числе Великобритании)

 

ü 192 полноценных государства (члены ООН, признанные остальными государствами);

ü 1 полноценно признанное, но не входящее в состав ООН государство — Ватикан;

ü 7 частично признанных государств (Республика Абхазия, Китайская Республика, Республика Косово, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Южная Осетия, Турецкая Республика Северного Кипра);

ü 2 государства, не входящие в ООН, не признанные ни одной страной-членом ООН, но признанные некоторыми частично признанными государствами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика);

ü 1 государство, не входящее в ООН, не признанное ни одной страной-членом ООН, ни частично признанными государствами, но являющееся фактически независимым (Сомалиленд).

ü Кроме того, есть еще 49 территорий, имеющих собственные флаги, если вас это интересует:

ü 4 территории с особым статусом, оговоренным в международных соглашениях (Аландские острова, Шпицберген, Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао));

ü 37 зависимых территорий, имеющих постоянное население (территории Австралии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Франции);

ü 7 заморских территорий, считаемых неотъемлемой частью соответствующих государств, но территориально значительно удаленных от основной части государства, в частности, относящихся к другой части света (2 автономных региона Португалии, Гавайи и 4 заморских региона Франции);

ü 1 территория с неоформленным статусом — Силенд.

 

  1. ГОСУДАРСТВО: ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

 

Форма государственного устройства

  • способ территориальной организации государства.
  • закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей
  • показывает, как организована территория, каковы отношения государства и его составляющих, как распределены полномочия между центром и частями

 

Унитаарное госудаарство (лат. unitas — единство)

форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют признаков государственного суверенитета.

(БеларусьБолгарияВеликобританияВенгрияГрецияДанияИрландияИспанияИталияЛитваЛюксембургНидерландыНорвегияКитайТаиландЯпонияЕгипетТурция)

 

Признаки:

  • Единая система государственного аппарата на всей территории страны
  • Территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус
  • Единое гражданство
  • Единая система права, денежная единица, и система вооруженных сил
  • Единая система налогов

 

В унитарных государствах возможно существование области с особым статусом – автономии.

Автономия – это право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. В автономиях может существовать своя церковь, свои судебные прецеденты и др. Автономиями являются: Шотландия и Северная Ирландия в составе Великобритании. За статус автономии борются: баски в Испании, курды в Турции, крымские татары на Украине.

 

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз)

форма государственного устройства, при которой части государства обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

 

(Австрийская РеспубликаБосния и ГерцеговинаКоролевство БельгияРоссийская Федерация ГерманияКанада, Мексика, Соединённые Штаты Америки Бразилия)

 

Признаки:

  • Территория государства состоит из территорий ее субъектов, которые обладают определенной самостоятельностью
  • Существует два уровня государственного аппарата – федеральный и субъектов
  • Высший законодательный орган обладает двухпалатной структурой
  • Наличие гражданства субъектов федерации
  • Разграничение компетенций между федерацией и субъектами
  • Двуканальная система налогов

 

Субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штатыпровинции, республики, федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

 

Виды федераций (всего 27 в мире):

  • Симметричные и асимметричные (равен ли конституционно-правовой статус)
  • Территориальные, национальные, смешанные (по принципу объединения территорий)
  • Договорные и конституционные (по способу образования)
  • Централизованные и децентрализованные (по объему власти центра)
  • Мягкие и жесткие (по наличию права у субъектов на сецессию – выход из федерации)

 

  1. ГОСУДАРСТВО: форма правления

 

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

 

Форма правления показывает:

  • принципы взаимодействия между государственными органами
  • как создаются высшие органы власти
  • структуру органов власти
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

 

 

Виды форм государственного правления:

 

Республика

  • Парламентская
  • Президентская
  • Смешанная

Монархия

  • Теократическая
  • Абсолютная
  • Конституционная
  • Дуалистическая

Некоторые учёные выделяют другие формы правления:

  • Суперпрезидентская республика
  • Социалистическая республика
  • Диктатура
  • Аристократия
  • Теократия
  • Олигархия

 

Республика

это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

 

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

 

Республике присущи следующие признаки:

  • Парламент представляет законодательную власть.
  • Задача президента — возглавлять исполнительную власть
  • Существование единоличного главы государства - президента
  • Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов власти
  • Юридическая ответственность главы государства (Например, согласно Конституции РФ, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства)
  • Преимущественный приоритет прав личности над государственными

 

Президентская республика

характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

 

Отличительные черты:

  • внепарламентский метод избрания президента (населением - Бразилия, Франция, коллегией выборщиков - США)
  • внепарламентский метод формирования правительства (его назначает президент и утверждает парламент)
  • правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку
  • президент имеет право отлагательного вето на решения парламента
  • Президент НЕ имеет права распустить парламент, а парламент может возбудить импичмент
  • Президент = Глава государства = Глава правительства

Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства.

 

Парламентская (парламентарная) республика

характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

 

Отличительные черты:

  • правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте, лидер партии – глава правительства
  • президент – глава государства, избирается, как правило, парламентом
  • правительство остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства
  • президент обладает правом абсолютного вето на решения парламента
  • президент имеет право роспуска парламента

Смешанная республика

 форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики

Отличительные черты:

  • Президент избирается населением и назначает правительство
  • Правительство несет ответственность перед парламентом, который может, выразив недоверие, отправить его в отставку

 

Монархия

 форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному правителю — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.

Европа: Андорра, Бельгия, Ватикан (выборная теократическая абсолютная), Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция

Азия: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия (выборная),

Непал, Объединённые Арабские Эмираты (федерация монархий), Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония. Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд. Океания: Тонга

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором: Канада, Багамские острова, Белиз, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Гренада, Барбадос, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу

 

ПРИЗНАКИ:

  • Власть главы государства имеет бессрочный и пожизненный характер
  • Власть передается по наследству
  • Регенство (правления за...)
  • Монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа
  • Юридическая безответственность монарха

Системы престолонаследия:

  • Салическая – женщины не наследуют вообще
  • Кальстилькая – женщины наследуют только в случае отсутствия прямых родственников мужского пола
  • Австрийская – женщина наследует только при полном отсутствии мужчин в династии

 

Абсолютная монархия

 предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

 

Конституционная монархия

при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.

Конституционная монархия существует в двух формах:

 

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

 

Признаки:

  • Монарх назначает правительство, которому передается законная власть
  • Правительство подотчетно монарху
  • Монарх имеет право вето на решения парламента
  • Парламент имеет 2 палаты – нижняя избирается, верхняя назначается монархом

 

Парламентарная монархия монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

 

Признаки:

  • Правительство формируется из парламентского большинства
  • Лидер победившей на выборах партии становится премьер министром
  • Правительство подотчетно парламенту
  • Монарх не имеет права отлагательного вето
  • Акты монарха не действительны без одобрения правительства
  • Монарх – символ государственной власти

 

Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру (клерикальное государство – глава государства и глава церкви в одном лице).

 

  1. ГОСУДАРСТВО: политический режим

Политический (государственный) режим

- технология реализации государственной власти

- совокупность приемов и способов государственного руководства

 

Политические режимы

  • Демократический
  • Антидемократические
    • Тоталитарный
    • Авторитарный

Демокра́тия («народовластие», «республика») —политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главной функцией демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

 

Признаки демократических режимов:

  • Предоставление гражданам широких прав и свобод
  • Прямое участие населения в решении государственных вопросов
  • Существование различных форм собственности, свобода экономической деятельности
  • Политический плюрализм, многопартийность
  • Разграничение полномочий между центральными и местными органами
  • Правовой характер деятельности государственных органов
  • Основные методы государственного воздействия – соглашения и компромиссы
  • Отсутствие обязательной для всех государственной идеологии
  • Высокий уровень правосознания и правовой культуры

 

Антидемократические режимы: деспотический, тиранический, диктатура, милитаризм, фашизм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм.

 

Признаки тоталитарного режима:

 

  • Власть узурпируется (единолично или группой лиц)
  • Закон становится формой насилия
  • Общественная жизнь унифицируется
  • Вводится единая идеология, манипуляция массовым сознанием
  • Государство обладает монополией в экономике
  • Права и свободы граждан только декларируются
  • Насилие, террор и репрессии – методы борьбы с несогласными
  • Изоляция от внешнего мира (железный занавес)

Главной чертой тоталитаризма является стремление государства к надзору над всеми аспектами жизни людей: общественным порядком, экономикой, религией, культурой и отдыхом.

 

Признаки авторитарного режима:

 

  • Государственная власть не контролируется народом, представительные органы не имеют реальной силы
  • Жизнью в стране управляет элита, часть которой становится должностными лицами, руководящими государством
  • Нет обязательной идеологии
  • Управление в государстве сильно централизованно
  • Часто применяется насилие для исполнения решений власти
  • Оппозиция практически не допускается, хотя формально существует много партий

 

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

 

  1. Механизм государства

 

Механизм государства

целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, выполняющие задачи и функции государства.

 

Признаки механизма:

  • Все элементы подчиняются единым принципам деятельности
  • Все элементы связаны между собой началами субординации и координации
  • Первичным элементом механизма является государственный служащий, который работает в государственном органе
  • Обязательно существуют органы, осуществляющие монополию на принудительную власть
  • Количество и направление деятельности органов напрямую зависят от функций и сущности государства (цель подавление инакомыслия – рост карательных органов)

 

!!!Гос. аппарат – только органы – Гос. механизм – органы и взаимодействия между ними!!!

 

Государственный орган – это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.

 

Отличительные признаки государственных органов:

§  органы государственной власти образуются в законодательном порядке;

§  каждый орган государства наделен определенными компетенциями;

§  финансируется из федерального бюджета;

§  действуют от имени государства и в общественных интересах;

§  в своей деятельности отражают задачи и функции государства.

 

Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:

§  принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола в их деятельности);

§  принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);

§  принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);

§  принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

§  принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

 

Виды органов государства:

§  По формированию: представительские и назначаемые

§  По расположению: федеральные, региональные и местные

§  По разделению властей: законодательные, исполнительные и судебные

§  По форме деятельности: правотворческие, правоисполнительные и правоохранительные

§  По составу: единоличные и коллегиальные

 

Государственная служба – профессиональная общественно полезная деятельность по реализации функций государства.

Государственный служащий – гражданин, занимающий должность в государственном органе.

 

Особенности положения госслужащего

Запрещено:

ü Работать по совместительству

ü Быть депутатом или судьей

ü Заниматься любой предпринимательской деятельностью

ü Использовать в личных целях гос.имущество и служебную информацию

ü Получать от частных лиц вознаграждение за исполнение своих обязанностей

ü Принимать участие в забастовках

ü Использовать служебное положение в интересах политических, религиозных и иных организаций

ü Совершать аморальные поступки, подрывающие авторитет гос.власти

 

Специальные гарантии:

  • Надлежащие условия работы
  • Достойное денежное содержание, повышенные пенсии
  • Льготное медобслуживание и членов семьи
  • Переподготовка бюджетная
  • Страхование от причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий
  • Защита служащего и его семью от угроз и насилия
  • Льготы и привилегии (увеличенный отпуск – 35 дней, субсидии на жилье, служебный транспорт…)

 

  1. Правовое государство

Правовое государство  – тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система, гарантирующая защищенность личности от произвола власти.

 

- форма организации государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека

 

- государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей

 

Признаки:

  • Демократический режим
  • Разделение властей
  • Ответственность власти перед населением
  • Подчинение власти интересам гражданского общества и отдельной личности
  • Развитая система законодательства
  • Независимый суд
  • Эффективная работа правоохранительных органов

 

 

Основой ПГ является верховенство закона

 

Гражданское общество

 - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу

- совокупность негосударственных общественных отношений и       институтов, выражающих разнообразный частный интерес

 

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».

 

Признаки (предпосылки):

·        политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

·        добровольность участия граждан в общественной жизни

·        частная собственность как основа экономики

·        система законодательства, основанная на  защите прав и свобод индивида

·        правовая и моральная ответственность человека перед обществом

·        идеология индивидуальной свободы

·        отделение государственной деятельности от идеологии и религии

 

Функции:

  • социализация индивида
  • самоуправление и самоорганизация общества
  • защита частной сферы общественных отношений
  • коммуникационная (взаимодействие с государством)
  • стабилизирующая (создание прочных общественных структур)

 

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

 

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Категория: уроки права 10-11 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 2301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar