Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс |
07.03.2016, 18:08 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма государства – это характеристики государства:
Факторы, влияющие на ФГ:
В настоящее время (январь 2012 года) существует 193 государства (и около 260 стран), признанных большинством других государств.
Государства, не признанные большинством других государств
Территории с неопределённым статусом
ü 192 полноценных государства (члены ООН, признанные остальными государствами); ü 1 полноценно признанное, но не входящее в состав ООН государство — Ватикан; ü 7 частично признанных государств (Республика Абхазия, Китайская Республика, Республика Косово, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Южная Осетия, Турецкая Республика Северного Кипра); ü 2 государства, не входящие в ООН, не признанные ни одной страной-членом ООН, но признанные некоторыми частично признанными государствами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика); ü 1 государство, не входящее в ООН, не признанное ни одной страной-членом ООН, ни частично признанными государствами, но являющееся фактически независимым (Сомалиленд). ü Кроме того, есть еще 49 территорий, имеющих собственные флаги, если вас это интересует: ü 4 территории с особым статусом, оговоренным в международных соглашениях (Аландские острова, Шпицберген, Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао)); ü 37 зависимых территорий, имеющих постоянное население (территории Австралии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Франции); ü 7 заморских территорий, считаемых неотъемлемой частью соответствующих государств, но территориально значительно удаленных от основной части государства, в частности, относящихся к другой части света (2 автономных региона Португалии, Гавайи и 4 заморских региона Франции); ü 1 территория с неоформленным статусом — Силенд.
Форма государственного устройства
Унитаарное госудаарство (лат. unitas — единство) - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют признаков государственного суверенитета. (Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Китай, Таиланд, Япония, Египет, Турция)
Признаки:
В унитарных государствах возможно существование области с особым статусом – автономии. Автономия – это право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. В автономиях может существовать своя церковь, свои судебные прецеденты и др. Автономиями являются: Шотландия и Северная Ирландия в составе Великобритании. За статус автономии борются: баски в Испании, курды в Турции, крымские татары на Украине.
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части государства обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.
(Австрийская Республика, Босния и Герцеговина, Королевство Бельгия, Российская Федерация, Германия, Канада, Мексика, Соединённые Штаты Америки, Бразилия)
Признаки:
Субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
Виды федераций (всего 27 в мире):
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.
Форма правления показывает:
Виды форм государственного правления:
Республика
Монархия
Некоторые учёные выделяют другие формы правления:
Республика это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Республике присущи следующие признаки:
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Отличительные черты:
Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства.
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.
Отличительные черты:
Смешанная республика форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики Отличительные черты:
Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному правителю — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству. Европа: Андорра, Бельгия, Ватикан (выборная теократическая абсолютная), Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция Азия: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия (выборная), Непал, Объединённые Арабские Эмираты (федерация монархий), Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония. Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд. Океания: Тонга В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором: Канада, Багамские острова, Белиз, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Гренада, Барбадос, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу
ПРИЗНАКИ:
Системы престолонаследия:
Абсолютная монархия предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).
Конституционная монархия при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Конституционная монархия существует в двух формах:
Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.
Признаки:
Парламентарная монархия монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Признаки:
Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру (клерикальное государство – глава государства и глава церкви в одном лице).
Политический (государственный) режим - технология реализации государственной власти - совокупность приемов и способов государственного руководства
Политические режимы
Демокра́тия («народовластие», «республика») —политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главной функцией демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.
Признаки демократических режимов:
Антидемократические режимы: деспотический, тиранический, диктатура, милитаризм, фашизм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм.
Признаки тоталитарного режима:
Главной чертой тоталитаризма является стремление государства к надзору над всеми аспектами жизни людей: общественным порядком, экономикой, религией, культурой и отдыхом.
Признаки авторитарного режима:
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).
Механизм государства целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, выполняющие задачи и функции государства.
Признаки механизма:
!!!Гос. аппарат – только органы – Гос. механизм – органы и взаимодействия между ними!!!
Государственный орган – это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.
Отличительные признаки государственных органов: § органы государственной власти образуются в законодательном порядке; § каждый орган государства наделен определенными компетенциями; § финансируется из федерального бюджета; § действуют от имени государства и в общественных интересах; § в своей деятельности отражают задачи и функции государства.
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства: § принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола в их деятельности); § принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов); § принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти); § принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; § принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).
Виды органов государства: § По формированию: представительские и назначаемые § По расположению: федеральные, региональные и местные § По разделению властей: законодательные, исполнительные и судебные § По форме деятельности: правотворческие, правоисполнительные и правоохранительные § По составу: единоличные и коллегиальные
Государственная служба – профессиональная общественно полезная деятельность по реализации функций государства. Государственный служащий – гражданин, занимающий должность в государственном органе.
Особенности положения госслужащего Запрещено: ü Работать по совместительству ü Быть депутатом или судьей ü Заниматься любой предпринимательской деятельностью ü Использовать в личных целях гос.имущество и служебную информацию ü Получать от частных лиц вознаграждение за исполнение своих обязанностей ü Принимать участие в забастовках ü Использовать служебное положение в интересах политических, религиозных и иных организаций ü Совершать аморальные поступки, подрывающие авторитет гос.власти
Специальные гарантии:
Правовое государство – тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система, гарантирующая защищенность личности от произвола власти.
- форма организации государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека
- государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей
Признаки:
Основой ПГ является верховенство закона
Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразный частный интерес
Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».
Признаки (предпосылки): · политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; · добровольность участия граждан в общественной жизни · частная собственность как основа экономики · система законодательства, основанная на защите прав и свобод индивида · правовая и моральная ответственность человека перед обществом · идеология индивидуальной свободы · отделение государственной деятельности от идеологии и религии
Функции:
В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.
Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2301 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |