Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс

Теория государства
07.03.2016, 18:07
  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

 

  • НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. Непосредственные ЦЕЛИ науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.

 

Виды наук:

  1. По предмету изучения:
    • Естественные (физика, химия, математика)
    • Гуманитарные (философия, история)
    • Общественные (социология, экономика)
    • Технические (радиоэлектроника)
  2. По практичности
    • Фундаментальные
    • Прикладные

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание», юстиция = справедливость)

– совокупность наук о праве и его практическом применении. Юриспруденция относится к разряду общественных и гуманитарных наук. Предметом изучения юриспруденции является право, рассматриваемое с различных точек зрения (теоретической, исторической, прикладной).

Начало развития науки:

·         3 век до НЭ, переход знания законов от жрецов-понтификов к любому желающему  [в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало юридическому образованию]

·         До 1 века до НЭ развитие науки в 2 направлениях:  responsa – ответы на частные вопросы заинтересованных и создание самостоятельных научных трудов - Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин - из них получили статус закона уже в 426 г. (специальный закон Валентиниана III о цитировании юристов).

·         Начиная с 1 века НЭ основывают юридические школы, в которых изучают труды великих римских юристов

  • Римские подошли к теоретическому пониманию права как системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных частей. Ульпиан все действующее право делил на публичное ( право, которое «относится к положению Римского государства») и частное ( право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). В составе же частного права, в свою очередь, Ульпиан выделял три части, существующие в постоянном взаимодействии: естественное право, право народов, цивильное право. Классификация права на публичное и частное, предложенная Ульпианом, стала классической.
  • Другой римский юрист Гай в своем сочинении «Институции» делил все право на право каждого отдельного народа (цивильное право) и право, общее для всех народов ( право народов). Гай, также как и Ульпиан, указывал на взаимосвязь этих двух частей права: «Итак, римский народ пользуется частью своим собственным правом, частью – общим всем людям».
  • Для римских юристов толкование права не ограничивалось лишь точным (буквальным) пониманием писаной нормы права. Такого рода писаных норм было не так много, и поэтому задача была значительно сложнее – выработать (сформулировать) юридическую норму, опираясь на неписаный обычай: «Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия».

 

Таким образом, римские юристы заложили основы юриспруденции как науки:

  • определили общее понятие права;
  • предложили различные классификации права;
  • заложили основы методологии юридической науки.

 

СТРУКТУРА современной юриспруденции:

  • теоретико-мировоззренческие
    • теория ГиП - система знаний о современном государстве и праве и их взаимодействии, основа для формирования профессионального мышления юристов.
    • история политических и правовых учений - систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления права и государства как явлений общественной жизни
    • философия права - система знаний о ценностях (индивидуальных, групповых, общественных), которые выражены в праве
    • всеобщая история ГиП - это система знаний о праве и государстве, полученных в ходе осмысления права и государства во временной и пространственной перспективе
  • отраслевые - это научные дисциплины, которые изучают отдельные комплексы правовых норм, составляющих вместе систему права.
    • Конституционное
    • Административное
    • Уголовное
    • Гражданское
    • Международное
    • Экологическое
    • Семейное
    • Трудовое
    • Процессуальное
  • прикладные - это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.
    • юридическая социология,
    • юридическая антропология,
    • юридическая психология,
    • сравнительное правоведение
    • криминология,
    • криминалистика,
    • правовая информатика,
    • юридическая статистика

 

  1. ГОСУДАРСТВО: политика и власть

 

Политика - искусство управления государством и обществом (Аристотель)

Политика - совокупность социальных идей и целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.

 

Государственная политика - деятельность по осуществлению государственной власти.

 

ВЛАСТЬ - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие.

 

Политическая власть - власть, осуществляемая через политические структуры и правительственные организации.

                                     - способность определенной социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия.

 

Признаки:

  • всеобщность,
  • моноцентричность,
  • общеобязательность для других видов власти.

 

Субъектами политической власти являются:

  • политические общественные объединения,
  • партии,
  • органы местного самоуправления,
  • граждане, реализующие политические права;
  • особая роль отводится государственным органам.

 

Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Политическая система

 совокупность государственных и общественных организаций, которые осуществляют политическую власть или механизм осуществления политической власти.

 

Субъекты ПС:

  • Государство
  • Гос.органы
  • Политические партии
  • Общественные движения и организации
  • Профсоюзы
  • Отдельный человек

 

Функции политической системы:

 
1) целеполагание (определяет цели и задачи общественного развития);

2) интеграция (сохранение целостности общества);

3) регулирование (регламентация, упорядочение всей совокупности общественных отношений, выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни).

 

 Подсистемы (компоненты) политической системы:

1) институциональная=организационная ( 1) организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии, политические движения); 2) организации, которые не борются за власть, но участвуют в политической жизни (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации); 3) организации, имеющие лишь незначительный политический аспект (клубы по интересам, спортивные общества)

2) нормативная (1) правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты); 2) этико-моральные нормы, воплощённые в конституциях и законах; 3) традиции и процедуры, определяющие правила поведения в политике)

3) культурно-идеологическая (передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп = политическая психология + политическая идеология + политическая культура)

4) коммуникативная (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы (выработка, принятие и реализация решений), а также между политической системой и обществом. )


       

 Типы политических систем: 
    1) по характеру политического режима: тоталитарная, авторитарная, демократическая;
    2) по характеру взаимосвязей между элементами политической системы, взаимосвязи со средой: открытая и закрытая.    В открытой политической системе законодательные органы власти учитывают интересы и потребности разных слоёв населения. При этом за принятием решений осуществляется не только государственный, но и общественный контроль (СМИ, общественное мнение, политические партии и движения). В закрытой системе за интересы населения выдаются интересы правящей элиты. Отсутствует контроль со стороны общества за принятием политических решений.
    3) по отношению к изменениям: консервативная и трансформирующаяся.
    4) по социальной основе: военная, гражданская, национально-демократическая, буржуазно-демократическая.
    5) по типу формации и характеру социально-экономической структуры: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. 
 

Критерии эффективности политической системы:

     1) устойчивость;

     2) адаптивность (способность приспосабливаться к изменениям внешней среды);

     3) продуктивность;

     4) способность к разрешению конфликтов мирным путём.  

 

 

  1. ГОСУДАРСТВО: понятие и признаки

 

ГОСУДАРСТВО - социальный институт, образованный на определенной стадии развития общества

 

1) организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства принуждения (в теории права)

2) совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (в конституционном праве)

3) основной участник международных отношений (в международном праве)

Основным характеризующим качеством Государства как субъекта международного права является суверенитет.

 

Государство — особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

 

Признаки государства

 

  • Публичная власть (выделенной из общества и несовпадающей с населением страны; публичная власть включает в себя органы гос-ва, гос чиновников, армию, исправительные учреждения – тюрьмы, следственные изоляторы)
  • Система налогов и податей (для формирования общенационального бюджета)
  • Монополия на принудительную власть в отношении всего населения (только гос-во может лишить гражданина высших ценностей – жизнь, свобода, собственность, семья)
  • Связь с правом – гос-во не может существовать без права, так как оно оформляет власть и способствует её легитимности
  • Территориальная организация – государство распространяет свою власть в рамках своей территории. Территориальное разделение порождает понятия: гражданство, иностранец, апатридов и бипатридов.

Гражданство – политико-правовая связь государства и человека, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.

  • Суверенитет – это присущая любому гос-ву верховенство и независимость в международных отношениях от внутренних и от внешних влияний. Государство обладает наивысшей властью в рамках своих границ и не имеет права вмешиваться в дела других государств.

Государственный Суверенитет – свойство государственной власти, позволяющее ей действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Народный Суверенитет – право и реальная возможность народа участвовать в управлении государством.

Национальный Суверенитет – право наций на самоопределение и создания различных форм государственности.

 

  • Дополнительные признаки: население, бюрократический аппарат, материально-технические средства, государственная символика, международное признание

 

  1. ГОСУДАРСТВО: функции

Классификация функций государства

  • внутренние и внешние
  • постоянные и временные
  • основные и неосновные
  • охранительные и регулятивные

 

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции государства

  • Правовая функция (обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.)
  • Политическая функция (обеспечение политической стабильности, выработка целей и задач развития общества.)
  • Организаторская функция (упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов.)
  • Экономическая функция (организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, осуществления санкций.)
  • Социальная функция (защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства,
  • здравоохранения, системы общественного транспорта.)
  • Культурная функция (создание условий для удовлетворения культурных запросов людей)
  • Образовательная функция (деятельность по предоставлению людям возможностей получения образования)

 

Внешние функции государства:

  • обеспечение национальной безопасности (поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства)
  • взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и иных сферах с другими государствами
  • поддержание мирового порядка (деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества)

 

  1. ГОСУДАРСТВО: происхождение

Государство - социальный институт, образованный на определенной стадии развития общества.

 

Человек - первобытное стадо - родовые   общины - НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -                                      

первые государственные образования.

(НР – стала катализатором перехода от племен к государствам, причина первичного расслоения социального)

 

Подходы к образованию государств

(На данный момент историками, археологами  обнаружено 3 типа образования государства)

                                                                                                            

1.восточный (Египет, Китай, Индия)

Основа – государственная собственность на основные средства производства (землю, природные ресурсы).

Экологические природные особенности ставят общество в положение трудное для выживания, потребовалось сплочение и объединение усилий большинства для создания условий для жизни. Во главе становится сильный, единоличный правитель с неограниченной властью, подобный богу.

Хар-р власти: религиозный.                                                                                                      

                               

2.античный (Древнегреческие города-полисы)

Основа –  развитие личных земельных\хозяйственных владений, частная собственность на средства производства.

Экологические природные особенности позволяют развиваться небольшими семейными общинами, при этом разорения и военнопленные приводят к появлению рабства. Управление городом концентрируется в руках некоего совета семей.

Хар-р власти: патриархальный, демократический.

 

3.германский\славянский (европейские и славянские поселения)

Основа – внешне е  влияние уже состоявшихся государств. 

Во время военных столкновений с более развитыми обществами происходит обмен знаниями. Во главе становится сильный правитель (князь) со своей дружиной, выделяя военную элиту из остального общества.

Хар-р власти: военный.

 

Сущность государства (понимание его назначения, целей, способов функционирования):

  1. Классовый подход
    1. Маркс, Энгельс, Ленин
    2. Государство это машина, орудие для обеспечения диктатуры господствующего класса. Отсюда возникли: теория элит (происхождение, образование, опыт) и технократическая теория (специалисты, менеджеры).
  2. Общесоциальный подход
    1. Нерсесянс
    2. Государство это форма функционирования публичной власти, призванная обеспечить свободное бытие людей: оказывает поддержку в кризисных ситуациях, обеспечивает стабильность, гарантирует права и свободы, защищает личность от коллектива. Отсюда возникли: теория плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, правового государства.

 

  1. ГОСУДАРСТВО: теории происхождения

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

 

Теории происхождения государства (перечень):

  1. теологическую (религиозная, божественная);
  2. патриархальную (отеческая);
  3. договорную (естественно-правовая);
  4. органическую; 
  5. психологическую;
  6. ирригационную;
  7. насилия (внутреннего и внешнего);
  8. экономическую (классовую)
  9. теория элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.).
  10. технократические теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.).
  11. теория плюралистической демократии,
  12. теория государства всеобщего благоденствия
  13. теория социального и правового государства,
  14. теория солидаризма,
  15. теория конвергентного государства,
  16. теория мирового государства и правительства 

 

                                       

  1. Теологическая
    1. Господствовала в древности и средние века
    2. Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), Марк Аврелий
    3.  государство дар божий
    4. Достоинства теории:
      • способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;
      • препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.
    5. Недостаток теории
      •  осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
  2. Патриархальная
    1. Аристотель (384-322 до н. э.), Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), Филмер и Ми­хайловский.
    2.  возникло из патриархальной семьи, подданные боятся монарха и уважают его как дети своего отца
    3.  Достоинства:
      •  способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;
      • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
    4.      Недостатки 
      • монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье ( зачастую монарх призывается из другого государства)
      • власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкре­плена законами, хартиями, опирается на аппарат прину­ждения, а власть отца неформальна и непосредственна
  3. Теория насилия
    1.  Шан Ян (390 - 338 до н. э.), Евгений Дюринг (1833 - 1921); Людвиг Гумплович (1838 - 1909); Карл Каутский (1854 - 1938).
    2.  результат завоевания одного народа другим, для поддержания порядка создают госорганы и законы
    3. Достоинство
    4. наси­лие является одним из основных факторов, на которых основывается государство (Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения)
    5. Недостаток
    6. никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства, для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия (экономические, социальные)
  4. Договорная  (общественного договора или естественно-правовая)
    1. Возникла в 17 веке
    2. Гуго Гроций (1583 - 1646), Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679), Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778),    А. Н. Радищев (1749 - 1802)
    3.   в основе государства лежит так называемый «общественный договор»  
      •  первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии» (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
      •  каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;
      •  чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
      • в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
    4. Достоинства
      • государство и народ имеют взаимные обязательства 
      • разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, идеалы святости и непогрешимости власти
      • выдвинут принцип народного суверенитета
    5. Недостатки
      • ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями
      • общество разделе­но на различные группы, имеющие разные интересы и враждебные друг другу
  5.  Психологическая
    1. Фрейд, Л. И. Петражицкий (1867 - 1931).
    2.  возникло из психической потребности индивида подчиняться или повелевать
    3. Достоинства
      •  Стремление к общению, доминированию, под­чинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
    4. Недостатки 
      •  данная тео­рия не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, по­литические и др.
  6. Социального дарвинизма (органическая)
    1. Сформировалась в 19 веке
    2. Гербертом Спенсером (1820 - 1903), идеи есть у Платона (IV—III вв. до н. э.)
    3. в процессе эволюции, подобно человеческому организму, где правительство мозг, право импульсы мозга, армия и полиция руки, низшие классы – обеспечивают жизнедеятельность всего организма
    4. Достоинства
      • восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;
      • признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;
    5.      Недостатки
      •    сильное влияние дарвинизма;
      •   прямое проецирование биологических законов на жизнь общества и отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
  7. Классовая
    1. К. Маркса и Ф. Энгельса
    2.  в соседской общине возникли излишки, что привело к появлению неравенства, складыванию классов и образованию государства, результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.
    3. Достоинство
      •  экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.
    4.  Недостаток
    5. Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими

 

 

 

Категория: уроки права 10-11 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 2369 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar