- ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
- НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. Непосредственные ЦЕЛИ науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
Виды наук:
- По предмету изучения:
- Естественные (физика, химия, математика)
- Гуманитарные (философия, история)
- Общественные (социология, экономика)
- Технические (радиоэлектроника)
- По практичности
- Фундаментальные
- Прикладные
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание», юстиция = справедливость)
– совокупность наук о праве и его практическом применении. Юриспруденция относится к разряду общественных и гуманитарных наук. Предметом изучения юриспруденции является право, рассматриваемое с различных точек зрения (теоретической, исторической, прикладной).
Начало развития науки:
· 3 век до НЭ, переход знания законов от жрецов-понтификов к любому желающему [в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало юридическому образованию]
· До 1 века до НЭ развитие науки в 2 направлениях: responsa – ответы на частные вопросы заинтересованных и создание самостоятельных научных трудов - Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин - из них получили статус закона уже в 426 г. (специальный закон Валентиниана III о цитировании юристов).
· Начиная с 1 века НЭ основывают юридические школы, в которых изучают труды великих римских юристов
- Римские подошли к теоретическому пониманию права как системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных частей. Ульпиан все действующее право делил на публичное ( право, которое «относится к положению Римского государства») и частное ( право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). В составе же частного права, в свою очередь, Ульпиан выделял три части, существующие в постоянном взаимодействии: естественное право, право народов, цивильное право. Классификация права на публичное и частное, предложенная Ульпианом, стала классической.
- Другой римский юрист Гай в своем сочинении «Институции» делил все право на право каждого отдельного народа (цивильное право) и право, общее для всех народов ( право народов). Гай, также как и Ульпиан, указывал на взаимосвязь этих двух частей права: «Итак, римский народ пользуется частью своим собственным правом, частью – общим всем людям».
- Для римских юристов толкование права не ограничивалось лишь точным (буквальным) пониманием писаной нормы права. Такого рода писаных норм было не так много, и поэтому задача была значительно сложнее – выработать (сформулировать) юридическую норму, опираясь на неписаный обычай: «Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия».
Таким образом, римские юристы заложили основы юриспруденции как науки:
- определили общее понятие права;
- предложили различные классификации права;
- заложили основы методологии юридической науки.
СТРУКТУРА современной юриспруденции:
- теоретико-мировоззренческие
- теория ГиП - система знаний о современном государстве и праве и их взаимодействии, основа для формирования профессионального мышления юристов.
- история политических и правовых учений - систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления права и государства как явлений общественной жизни
- философия права - система знаний о ценностях (индивидуальных, групповых, общественных), которые выражены в праве
- всеобщая история ГиП - это система знаний о праве и государстве, полученных в ходе осмысления права и государства во временной и пространственной перспективе
- отраслевые - это научные дисциплины, которые изучают отдельные комплексы правовых норм, составляющих вместе систему права.
- Конституционное
- Административное
- Уголовное
- Гражданское
- Международное
- Экологическое
- Семейное
- Трудовое
- Процессуальное
- прикладные - это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.
- юридическая социология,
- юридическая антропология,
- юридическая психология,
- сравнительное правоведение
- криминология,
- криминалистика,
- правовая информатика,
- юридическая статистика
- ГОСУДАРСТВО: политика и власть
Политика - искусство управления государством и обществом (Аристотель)
Политика - совокупность социальных идей и целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.
Государственная политика - деятельность по осуществлению государственной власти.
ВЛАСТЬ - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие.
Политическая власть - власть, осуществляемая через политические структуры и правительственные организации.
- способность определенной социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия.
Признаки:
- всеобщность,
- моноцентричность,
- общеобязательность для других видов власти.
Субъектами политической власти являются:
- политические общественные объединения,
- партии,
- органы местного самоуправления,
- граждане, реализующие политические права;
- особая роль отводится государственным органам.
Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Политическая система
совокупность государственных и общественных организаций, которые осуществляют политическую власть или механизм осуществления политической власти.
Субъекты ПС:
- Государство
- Гос.органы
- Политические партии
- Общественные движения и организации
- Профсоюзы
- Отдельный человек
Функции политической системы:
1) целеполагание (определяет цели и задачи общественного развития);
2) интеграция (сохранение целостности общества);
3) регулирование (регламентация, упорядочение всей совокупности общественных отношений, выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни).
Подсистемы (компоненты) политической системы:
1) институциональная=организационная ( 1) организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии, политические движения); 2) организации, которые не борются за власть, но участвуют в политической жизни (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации); 3) организации, имеющие лишь незначительный политический аспект (клубы по интересам, спортивные общества)
2) нормативная (1) правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты); 2) этико-моральные нормы, воплощённые в конституциях и законах; 3) традиции и процедуры, определяющие правила поведения в политике)
3) культурно-идеологическая (передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп = политическая психология + политическая идеология + политическая культура)
4) коммуникативная (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы (выработка, принятие и реализация решений), а также между политической системой и обществом. )
Типы политических систем:
1) по характеру политического режима: тоталитарная, авторитарная, демократическая;
2) по характеру взаимосвязей между элементами политической системы, взаимосвязи со средой: открытая и закрытая. В открытой политической системе законодательные органы власти учитывают интересы и потребности разных слоёв населения. При этом за принятием решений осуществляется не только государственный, но и общественный контроль (СМИ, общественное мнение, политические партии и движения). В закрытой системе за интересы населения выдаются интересы правящей элиты. Отсутствует контроль со стороны общества за принятием политических решений.
3) по отношению к изменениям: консервативная и трансформирующаяся.
4) по социальной основе: военная, гражданская, национально-демократическая, буржуазно-демократическая.
5) по типу формации и характеру социально-экономической структуры: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая.
Критерии эффективности политической системы:
1) устойчивость;
2) адаптивность (способность приспосабливаться к изменениям внешней среды);
3) продуктивность;
4) способность к разрешению конфликтов мирным путём.
- ГОСУДАРСТВО: понятие и признаки
ГОСУДАРСТВО - социальный институт, образованный на определенной стадии развития общества
1) организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства принуждения (в теории права)
2) совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (в конституционном праве)
3) основной участник международных отношений (в международном праве)
Основным характеризующим качеством Государства как субъекта международного права является суверенитет.
Государство — особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Признаки государства
- Публичная власть (выделенной из общества и несовпадающей с населением страны; публичная власть включает в себя органы гос-ва, гос чиновников, армию, исправительные учреждения – тюрьмы, следственные изоляторы)
- Система налогов и податей (для формирования общенационального бюджета)
- Монополия на принудительную власть в отношении всего населения (только гос-во может лишить гражданина высших ценностей – жизнь, свобода, собственность, семья)
- Связь с правом – гос-во не может существовать без права, так как оно оформляет власть и способствует её легитимности
- Территориальная организация – государство распространяет свою власть в рамках своей территории. Территориальное разделение порождает понятия: гражданство, иностранец, апатридов и бипатридов.
Гражданство – политико-правовая связь государства и человека, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях.
- Суверенитет – это присущая любому гос-ву верховенство и независимость в международных отношениях от внутренних и от внешних влияний. Государство обладает наивысшей властью в рамках своих границ и не имеет права вмешиваться в дела других государств.
Государственный Суверенитет – свойство государственной власти, позволяющее ей действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
Народный Суверенитет – право и реальная возможность народа участвовать в управлении государством.
Национальный Суверенитет – право наций на самоопределение и создания различных форм государственности.
- Дополнительные признаки: население, бюрократический аппарат, материально-технические средства, государственная символика, международное признание
- ГОСУДАРСТВО: функции
Классификация функций государства
- внутренние и внешние
- постоянные и временные
- основные и неосновные
- охранительные и регулятивные
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства
- Правовая функция (обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.)
- Политическая функция (обеспечение политической стабильности, выработка целей и задач развития общества.)
- Организаторская функция (упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов.)
- Экономическая функция (организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, осуществления санкций.)
- Социальная функция (защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства,
- здравоохранения, системы общественного транспорта.)
- Культурная функция (создание условий для удовлетворения культурных запросов людей)
- Образовательная функция (деятельность по предоставлению людям возможностей получения образования)
Внешние функции государства:
- обеспечение национальной безопасности (поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства)
- взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и иных сферах с другими государствами
- поддержание мирового порядка (деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества)
- ГОСУДАРСТВО: происхождение
Государство - социальный институт, образованный на определенной стадии развития общества.
Человек - первобытное стадо - родовые общины - НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -
первые государственные образования.
(НР – стала катализатором перехода от племен к государствам, причина первичного расслоения социального)
Подходы к образованию государств
(На данный момент историками, археологами обнаружено 3 типа образования государства)
1.восточный (Египет, Китай, Индия)
Основа – государственная собственность на основные средства производства (землю, природные ресурсы).
Экологические природные особенности ставят общество в положение трудное для выживания, потребовалось сплочение и объединение усилий большинства для создания условий для жизни. Во главе становится сильный, единоличный правитель с неограниченной властью, подобный богу.
Хар-р власти: религиозный.
2.античный (Древнегреческие города-полисы)
Основа – развитие личных земельных\хозяйственных владений, частная собственность на средства производства.
Экологические природные особенности позволяют развиваться небольшими семейными общинами, при этом разорения и военнопленные приводят к появлению рабства. Управление городом концентрируется в руках некоего совета семей.
Хар-р власти: патриархальный, демократический.
3.германский\славянский (европейские и славянские поселения)
Основа – внешне е влияние уже состоявшихся государств.
Во время военных столкновений с более развитыми обществами происходит обмен знаниями. Во главе становится сильный правитель (князь) со своей дружиной, выделяя военную элиту из остального общества.
Хар-р власти: военный.
Сущность государства (понимание его назначения, целей, способов функционирования):
- Классовый подход
- Маркс, Энгельс, Ленин
- Государство это машина, орудие для обеспечения диктатуры господствующего класса. Отсюда возникли: теория элит (происхождение, образование, опыт) и технократическая теория (специалисты, менеджеры).
- Общесоциальный подход
- Нерсесянс
- Государство это форма функционирования публичной власти, призванная обеспечить свободное бытие людей: оказывает поддержку в кризисных ситуациях, обеспечивает стабильность, гарантирует права и свободы, защищает личность от коллектива. Отсюда возникли: теория плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, правового государства.
- ГОСУДАРСТВО: теории происхождения
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Теории происхождения государства (перечень):
- теологическую (религиозная, божественная);
- патриархальную (отеческая);
- договорную (естественно-правовая);
- органическую;
- психологическую;
- ирригационную;
- насилия (внутреннего и внешнего);
- экономическую (классовую)
- теория элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.).
- технократические теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.).
- теория плюралистической демократии,
- теория государства всеобщего благоденствия
- теория социального и правового государства,
- теория солидаризма,
- теория конвергентного государства,
- теория мирового государства и правительства
- Теологическая
- Господствовала в древности и средние века
- Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), Марк Аврелий
- государство дар божий
- Достоинства теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
- Недостаток теории
- основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
- Патриархальная
- Аристотель (384-322 до н. э.), Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), Филмер и Михайловский.
- возникло из патриархальной семьи, подданные боятся монарха и уважают его как дети своего отца
- Достоинства:
- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
- Недостатки
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье ( зачастую монарх призывается из другого государства)
- власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения, а власть отца неформальна и непосредственна
- Теория насилия
- Шан Ян (390 - 338 до н. э.), Евгений Дюринг (1833 - 1921); Людвиг Гумплович (1838 - 1909); Карл Каутский (1854 - 1938).
- результат завоевания одного народа другим, для поддержания порядка создают госорганы и законы
- Достоинство
- насилие является одним из основных факторов, на которых основывается государство (Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения)
- Недостаток
- никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства, для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия (экономические, социальные)
- Договорная (общественного договора или естественно-правовая)
- Возникла в 17 веке
- Гуго Гроций (1583 - 1646), Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679), Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), А. Н. Радищев (1749 - 1802)
- в основе государства лежит так называемый «общественный договор»
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
- Достоинства
- государство и народ имеют взаимные обязательства
- разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, идеалы святости и непогрешимости власти
- выдвинут принцип народного суверенитета
- Недостатки
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями
- общество разделено на различные группы, имеющие разные интересы и враждебные друг другу
- Психологическая
- Фрейд, Л. И. Петражицкий (1867 - 1931).
- возникло из психической потребности индивида подчиняться или повелевать
- Достоинства
- Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
- Недостатки
- данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
- Социального дарвинизма (органическая)
- Сформировалась в 19 веке
- Гербертом Спенсером (1820 - 1903), идеи есть у Платона (IV—III вв. до н. э.)
- в процессе эволюции, подобно человеческому организму, где правительство мозг, право импульсы мозга, армия и полиция руки, низшие классы – обеспечивают жизнедеятельность всего организма
- Достоинства
- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
- Недостатки
- сильное влияние дарвинизма;
- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества и отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
- Классовая
- К. Маркса и Ф. Энгельса
- в соседской общине возникли излишки, что привело к появлению неравенства, складыванию классов и образованию государства, результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
- Достоинство
- экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.
- Недостаток
- Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими
|