Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс

Конституционное право часть 4
18.04.2017, 18:37

Президент

ИСТОРИЯ ДОЛЖНОСТИ:

        Институт президента (от лат. praesidens — «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах.           

            В Российской Федерации институт президента был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991

            Статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

            12 июня 1991 г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР -Б.Н. Ельцин.

            С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется гл. 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

 

Конституционно – правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:

иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию — см. тему 8.2);

быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает; по Конституции 1978г. кандидат не мог быть старше 65 лет);

постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов за пределами территории РФ).

ЕЩЁ:

в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек

на досрочных выборах — гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности

Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий

                Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

                Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в ст. 81 Конституции РФ, а их детализация — в Федеральном законе от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

                Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации (если нет - ЦИК).

Выдвижение кандидатов возможно:

— политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося их членом

—в порядке самовыдвижения при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов  осуществляет ЦИК после проверки собранных в поддержку кандидата  подписей: при самовыдвижении — 300000 (но не более чем по 7500 в каждом субъекте), от партии — 100000 (не более 2500) На основании избирательного залога регистрация не предусматривается.      Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если менее двух кандидатов — выборы откладываются.

               

                Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК. Применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) по двум лучшим кандидатурам.

                Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов. ИНАУГУРАЦИЯ: При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Символы президента: президентский штандарт (флаг с гербом), знак президента (крест на цепи), специальный экземпляр конституции (на котором он клянется)

                Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд.

Основаниями досрочного прекращения полномочий являются:

смерть;

отставка, т.е. добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом;

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; конкретизации этого основания (условий и процедуры определения стойкой неспособности) ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержат;

отрешение от должности (ИМПИЧМЕНТ)

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого — привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна:

http://www.telenir.net/yurisprudencija/konstitucionnoe_pravo_rf_konspekt_lekcii/i_014.jpg

                Конституция РФ не предусматривает поста вице-президента, и во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии) их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом временное исполнение обязанностей главы государства может переходить к Председателю Правительства РФ как по воле Президента РФ (на основании его решения), так и автоматически — когда Президент РФ объективно не может или не желает принять соответствующее решение.                К исполняющему обязанности Президента РФ (Председателю Правительства РФ) полномочия главы государства переходят не в полном объеме: он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум и инициировать поправки и пересмотр Конституции РФ.

                В Российской Федерации, как и во многих других государствах, избран подход, в соответствии с которым нет юридического понятия «бывший Президент» — после прекращения исполнения полномочий (в том числе и досрочно, за исключением отрешения от должности) глава государства приобретает специальный статус. В целях обеспечения преемственности власти, устойчивости конституционного строя, социального спокойствия в обществе, сохранения государственной тайны, которой обладает глава государства, социальной справедливости Федеральный закон от 12.02.2001 №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» устанавливает ряд гарантий:

—правовых — иммунитет (хотя и не абсолютный), особый порядок привлечения к юридической ответственности, аппарат помощников и др.;

—социальных — государственная охрана, специальная связь, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, сохранение права на медицинское обслуживание в прежнем порядке, социальные гарантии членам семьи в случае смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и т.п.;

—материальных — пожизненное денежное содержание, пожизненное пользование государственной дачей, оборудованное служебное помещение и т.п.

Компетенция Президента РФ

                Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету, его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями (это основа его конституционного статуса, конституционный суд вынес определение, которое позволяет толковать это функции максимально расширенно: например президент может выпускать указы по вопросам, которые не регулируются законодательно...):

• представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);

•функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;

•обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

•определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

                Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкимиполномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:

1.Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:

Назначает сам

назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ

назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства (и отставка Правительства)

назначение судей федеральных судов (общей юрисдикции)

назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

Совет безопасности

Администрация президента

Полномочные представитель президента в федеральных округах

 Высшее командование ВС

Дипломатических представителей РФ

Предлагает  назначить

представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ

представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности генерального прокурора и его замов представление в Совет Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда РФ и Высшего суда РФ

 

2.Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

назначение выборов депутатов Государственной Думы;

право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

назначение федерального (а в определенных ситуациях и регионального) референдума;

обладание правом законодательной инициативы;

ПРОМУЛЬГАЦИЯ (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ;

обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (в современной российской практике имели место также специальные бюджетные послания Президента РФ к Федеральному Собранию);

право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

приостановление действия актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения вопроса соответствующим судом).

3.Полномочия в области внешней политики:

осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

подписание ратификационных грамот;

принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей, которые аккредитуются при главе государства;

назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания).

4.Полномочия в области обороны и безопасности:

утверждение военной доктрины;

назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения. Указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации;

направление предложения Совету Федерации об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

5.Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:

решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств государственными служащими РФ, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

осуществление помилования (с 2002г. порядок осуществления помилования изменен в соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.01 №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

                Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение. Если указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами (хотя они могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности и т.п.), то распоряжения — это акты организационного, индивидуального характера. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, они обладают большей юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, ведомственным актам, актам региональных органов государственной власти (изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).

                Определяя место правовых актов Президента РФ в системе источников национального права, следует подчеркнуть, что они (акты Президента) не должны противоречитьпринятым,имеющимся федеральным конституционным законам и федеральным законам; осуществляя регламентарную власть, Президент РФ может издавать свои актыи в отсутствие закона(который пока не принят, или не должен быть принят в принципе, исходя из концепции разделения власти).

                Поскольку Президент РФ — не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат,включающий как предусмотренные Конституцией РФ государственные органы и должностных лиц —

Совет Безопасности РФ (заседает еженедельно, состоит из постоянных и приглашаемых членов, осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития РФ, проведения единой государственной политики, обеспечения национальной безопасности.)

Администрацию Президента РФ ()

полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах, на международной арене и т.д.),

так и не предусмотренные Конституцией РФ, которые, тем не менее, не являются неконституционными, поскольку сформированы Президентом РФ в рамках своих конституционных полномочий,—

Государственный Совет,

Совет по борьбе с коррупцией,

Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека;

многочисленные комиссии (по вопросам гражданства, по государственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Главные характеристики: высший исполнительный орган государства, коллегиальный

Состав:

Председатель Правительства

Заместители

Федеральные министры (см. приложение)

*Министр может быть равен полномочному представителю президента в федеральном округе

 

Конституционно-правовой статус:

Цель: осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

ИСТОЧНИКИ:

Конституция РФ,

ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

иные федеральные законы, указы Президента РФ

 

Порядок формирования

1.Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложение о кандидатуре ПП РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ПП РФ ГД.

2.ГД рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру ПП РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

3.После трехкратного отклонения представленных кандидатур ПП РФ Государственной Думой Президент РФ назначает ПП РФ, распускает ГД и назначает новые выборы

4.ПП РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а так же предлагает кандидатуры на должности замов и министров.

 

Требования к ПП РФ

гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего проживание на территории иностранного государства

Единая система исполнительной власти в России: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ, а также в рамках полномочий РФ по совместным предметам ведения РФ и ее субъектов.

 

Порядок прекращения полномочий

Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия

Если ПП уходит в отставку, то и Правительство уходит в отставку (ПП РФ освобождается от должности Президентом РФ по личному заявлению об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий)

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.

 

Члены Правительства РФ не вправе:

– быть членами СФ, ГД, замещать другие должности в органах государственной власти и органах МСУ (кроме должности полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах заместителями);

– заниматься предпринимательской деятельностью

– быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

 

Отношения Правительства РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство РФ может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести перед ним ответственность. Правительство РФ утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.

Компетенция Правительства

организует реализацию внутренней и внешней политики государства;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства РФ, согласно ст. 115 Конституции РФ, реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. По общему правилу постановления Правительства подлежат опубликованию в течение 15 дней с момента их подписания.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ; функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами в соответствии с их полномочиями.

Правосудие – деятельность судов – рассмотрение и разрешение судами уголовных, гражданских и административных дел, отнесенных к их компетенции.

Функции судебной власти

Правосудие

Судебный контроль за законностью

Контроль за обоснованностью мер процессуального принуждения

Толкование правовых норм

Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение

Признаки судебной власти:

  1. Только государственная
  2. Только судами
  3. Единство системы
  4. Независимость каждого судьи
  5. Процессуальность
  6. Подзаконность
  7. Обязательность решений
  8. Народное представительство

Принципы судопроизводства:

  1. Законность
  2. Только судами
  3. Равенство участников
  4. Независимость судей
  5. Обязательность решений
  6. Истолкование сомнений в пользу обвиняемого
  7. Состязательность
  8. Поддержка гособвинения прокурором
  9. Обеспечение обвиняемому права на защиту
  10. Гласность
  11. Недопустимость обратной силы закона

 

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, гражданского и админитсративного судопроизводства (решение судебных дел по установленному порядку)

Судебная система – установленная конституцией совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией и учетом административно-территориального деления страны. ИСТОЧНИК ФКЗ о Судебной системе 1996 (от 2014) ФКЗ о военных судах, ФЗ о верховном суде и прокуратуре РФ

Структура судов в РФ:

По ад-тер делению -

Федеральные суды – все остальные

Суды субъектов – Конституционные (Уставные) Суды субъектов и мировые судьи (могут вести процесс на языке субъекта – для республик)

По компетенции:

Конституционная юстиция

КС РФ состоит из 19 судей (назначается СФ по представлению П РФ) кворум 2\3 -

Судебный орган конституционного контроля:

Дела о соответствии Конституции РФ ФЗ, указов П, НПА СФ, ГД, Правительства; конституций субъектов, их законов и НПА; международных договоров; договоров между РФ и ее субъектами.

Разрешает споры о компетенции между органами

По жалобам проверяет конституционность закона, примененного в конкретной ситуации

Дает толкование конституции РФ

Участвует в импичминте

Является субъектом законодательно инициативы

Уставные суды – см. местное законодательство, есть не во всех субъектах, примерно в 16

 

Верховный суд РФ

ВС РФ состоит из 170 судей (назначается СФ по представлению П РФ), внутри делется на Президиум и Коллегии (апелляционная, по админ делам, по гражд делам, по уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, дисциплинарная) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по экономическим спорам и иним делам.

Инстанции: надзорная, апелляционная, кассационная, первая по вновь открывшимся обстоятельствам.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

- Конституционный суд РФ.

- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

- Верховный суд РФ

- Суды субъектов РФ

- Городские (районные) суды

- Мировые суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

- Военная коллегия Верховного суда РФ.

- Военные (флотские) окружные суды РФ.

- Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

- Высший Арбитражный Суд РФ.

- Федеральные арбитражные суды округов

- Арбитражные суды округов

- Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

- Третейские суды

- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный суд РФ

- Верховный суд РФ

- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

- Районные суды.

- Военные и специализированные суды.

- Высший арбитражный суд РФ

- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

- Арбитражные апелляционные суды.

- Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

- Конституционные (суды) субъектов РФ.

- Мировые судьи.

Полномочия мирового судьи:

Гражданские, уголовные, административные дела

Иски до 50000, лишение свободы до 3-х лет

Назначается на участок 15-23000 человек

По закону могут избираться населением участка (срок полномочий 5 лет)

СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ

- стадия рассмотрения дела в суде с определенными компетенциями

1 инстанция: суд, который первым рассматривает дело по существу и принимает первое решение по делу. (решения вступают в силу – по общему правилу через 1 месяц или немедленно)

2 инстанция: проверяет законность и обоснованность решения суда 1И:

не вступившие в законную силу – апелляция (можно подать ГПК и АПК 1 месяц, УПК – 10 дней)

вступившие в законную силу – кассация (можно подать ГПК 6 месяцев, УПК год, АПК 2 мес)

3 инстанция: надзорная – проверяет на законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу. (можно подать ГПК 3 мес, УПК 1 год, АПК 6 мес.)

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

 

 

 

Статус судьи:

Гражданин РФ, не моложе 25 лет, высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее 5 лет, сдать квалификационный экзамен, иметь безупречную репутацию личную и профессиональную

Обеспечение независимости:

Подчиняются только конституции и законам

Финансирование только из федерального бюджета (даже суды субъектов)

Несменяемость судей (только по его желанию, прекратить его полномочия только по ФЗ, например: неспособность по здоровью, предельный возраст, прекращение гражданства, занятие деятельностью, несовместимой с деятельностью судьи, позорящий поступок, недееспособность, реорганизация, ликвидация суда)

Неприкосновенность судей (усложненный порядок привлечения к ответственности: вообще нет – к дисцип и админ, только генпрокурором по уголовной с согласия коллегии квалификационной)

 

Местное самоуправление в РФ

 

В Конституции РФ (глава 8, статьи 130 - 133) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Европейская хартия местного самоуправления 1985 (ратифицировали в 1998)

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия, самостоятельная и  осуществляемая под свою ответственность деятельность определённого территориального сообщества по решению вопросов местного значения.

 

Принципы МСУ:

Демократизм

(признается и гарантируется КРФ. Государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование, ведь местные институты власти исторически много старше государственных. КРФ наделяет МСУ высоким статусом одной из основ конституционного строя страны.)

Самостоятельность

(Наделено собственной компетенцией, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 КРФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления. Гос.органы не должны давать указаний и исполнять их обязанности)

Независимость органов МСУ

(в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти)

Ответственность

(перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия.

Многообразие организационных форм

(каждый субъект РФ сам определяет основы МСУ, а население каждого МО может выбрать его форму)

Соответствие полномочий материально-техническим возможностям

(возможность судебной защиты прав МСУ в том числе своих локальных актов, хотя правом обращаться в КС не наделены, формировать самостоятельно бюджет МО, наделены муниципальной собственностью и частью государственных полномочий)

Основы МСУ:

Законодательная (КРФ, ФЗ, законы субъектов, уставы МО)

Территориальная (реальная часть территории, по всей территории страны, в соответствии с административно-территориальным делением)

Организационная (основы составляют представительные, выборные органы )

Финансово-экономическая (собственность, бюджет)

МСУ осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу МСУ составляют муниципальные образования.

Муниципа́льное образова́ние — часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов.

Органы МО:

  • Представительные
  • Глава МО
  • Администрация МО

 

ВИДЫ муниципальных образований (7шт с 2014 года, около 23000 в стране):

Сельское поселение

Городское поселение

Муниципальный район

Городской округ

Внутригородская территория города федерального значения

Городской округ с внутригородским делением

Внутригородской район

 

Формы осуществления местного самоуправления:

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум;

муниципальные выборы;

голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;

голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;

сход граждан.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

правотворческая инициатива граждан;

территориальное общественное самоуправление;

публичные слушания;

собрание граждан;

конференция граждан (собрание делегатов);

опрос граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

наказы избирателей.

 

Функции МСУ = его роль и значение:

местные нужды лучше знакомы самим жителям;

местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость;

общественная жизнь равномернее распределяется по всему государству.

Категория: уроки права 10-11 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 1643 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0