Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс

Конституционное право часть 2
18.04.2017, 18:31

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

ЭТАПЫ:

XVI - XVII век Земские соборы. Соборы созывались для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Первый из них состоялся в 1549 г. и получил название «Собора примирения». На Земских соборах избирались цари, решались вопросы объявления войны и заключения мира, установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653 г., решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией. Часть были выборными, часть по должности, часть приглашалась царем.

Уложенная комиссия при Екатерине II работа– собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ». В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье «О духе законов». Предполагал равенство граждан перед законом и «вольность» их в пределах законности.

Проект двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета, был разработан в начале XIX века Михаилом Михайловичем Сперанским: разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.  (не воплотилось)

При Александре II создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь.

6.08.1905 год Положение об учреждении Государственной Думы (как ответ на восстание масс). 17.10.1905 Манифест, наделяющий государственную думу законодательными правами. 20.02.1906 закон , оформляющий устройство парламента: 2 палаты – ГД – избираемая, госсовет – половина назначалась императором, половина – назначалась от учреждений. Без одобрения Парламента не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето.

 

Государственная дума избиралась непрямыми выборами по четырем избирательным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Выборы не были всеобщими. Избирательным правом не обладали женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, кочевые народы, значительная часть рабочих. В выборах рабочей курии участвовали лишь те рабочие, которые трудились на предприятиях с числом работающих не менее пятидесяти человек. Выборы являлись не равными. В землевладельческой курии один выборщик избирался от 2 тысяч ее избирателей, в городской - от 4 тысяч, в крестьянской - от 30, в рабочей - от 90 тысяч, т.е. один голос помещика приравнивался к 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были многостепенными. Для рабочих была установлена трехстепенная, для крестьян — четырехстепенная, для остальных — двухстепенная подача голосов.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Государственный совет – вторая палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина – избиралась частично по территориальному, частично по сословно-корпоративному принципу.

27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума (в этот день отмечается 110-летие парламентаризма в России). Современники назвали ее «Думой народных надежд на мирный путь». Председателем I Думы был избран кадет Сергей Александрович Муромцев, профессор Петербургского университета. Дума предложила программу демократизации России, предусматривающую введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию.

Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.). Председатель – кадет Федор Александрович Головин. Центральным был аграрный вопрос. Предлагаемые депутатами пути его решения оказались неприемлемы для правительства П.А.Столыпина. Просуществовав 102 дня, Дума была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

III Государственная дума (ноябрь 1907 г. – июнь 1912 г.), единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок. Председателями Думы III-го созыва были октябристы Николай Алексеевич Хомяков, Александр Иванович Гучков, Михаил Владимирович Родзянко.

Острые споры в Думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России.

IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. – октябрь 1917 г.) - последняя в истории дореволюционной России. Председателем Думы IV-го созыва весь период работы был крупный землевладелец Михаил Владимирович Родзянко. Внешнеполитическая ситуация не позволила Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе, однако она сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы. Советская модель власти при всех ее недостатках вовлекла в политический процесс, в процесс участия в делах государства и общества миллионы и миллионы людей. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и др.) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.

Значительным этапом в эволюции российского парламентаризма стало образование в соответствии с Конституцией России (12 декабря 1993 г.) Федерального Собрания Российской Федерации. Этот этап предполагает не только возрождение парламентских традиций, но и формирование всех структурных компонентов: системы парламентаризма, включая гражданское общество, правовое государство, многопартийность, демократическую правовую культуру, политический плюрализм.

Конституционно-правовой статус депутата

складывается из совокупности прав, обязанностей и гарантий, закрепленных за ними:

 в Конституции РФ, Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ "О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ»

В Конституции РФ установлено правило несовместимости депутатского мандата ГД с депутатскими мандатами всех иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", определяющем, что для депутатов Государственной Думы действует правило несовместимости нахождения на государственной службе РФ: государственной гражданской службе, военной службе, правоохранительной службе. Лица, занимавшие на указанных службах посты, приостанавливают свою работу на весь срок действия депутатского мандата.

По истечении срока депутатских полномочий депутатам, оставившим государственную службу, гарантируется возвращение на нее в соответствующих должности и звании.

Обязаны: представлять в налоговые органы РФ декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения

Полномочия члена СФ, депутата ГД прекращаются досрочно, в частности, в случаях:

письменного заявления о сложении своих полномочий;

в связи с назначением на иную государственную должность;

утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности;

признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

смерти, объявления умершим, признания недееспособным,

(ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ "О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".)

Неприкосновенность (парламентский иммунитет)

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены СФ и депутаты ГД не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий.

Члены СФ и депутаты ГД вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении членов СФ и депутатов ГД неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена СФ или депутата ГД Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Палаты рассматривают это представление в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ

"Федеральное Собрание" представительный и законодательный орган (ст. 94 Конституции РФ). постоянно действующий орган государственной власти

Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы:

Государственная Дума формируется из депутатов, представляющих интересы всего населения России, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих субъекты РФ. Если Государственную Думу признают символом прямого представительства российского народа, то Совет Федерации определяют как участника системы отношений опосредованного народного представительства.

Основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ является принятие законов, обладающих после Конституции РФ высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными правовыми актами.

Порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы

Полномочиями в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Следует отметить, что только представители указанных органов могут входить в Совет Федерации.

Формирование Совета Федерации, члена Совета Федерации может быть наделен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидатура для избрания представителя в Совет Федерации от однопалатного или двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа его председателем или председателями палат. Решение об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Выборы депутатов Государственной Думы

Депутатом Государственной Думы может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В современный период законодательством установлена смешанная система выборов депутатов Государственной Думы, предполагающая избрание кандидатов как по партийным спискам в едином общефедеральном избирательном округе, так и по одномандатным округам. Половина депутатов (225 человек) избирается но федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Избирательный барьер составляет 5%. Другая половина избирается по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат).

Государственная Дума избирается на основе всеобщего избирательного права сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Постоянство деятельности означает, что на протяжении всего созыва или периода работы депутаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Вместе с тем ст. 109, 111 и 117 Конституции РФ предусматривают возможность досрочного прекращения осуществления полномочий Государственной Думы Президентом РФ в трех случаях.

1. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу РФ и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

2. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ принимает одно из двух решений: а) объявляет об отставке Правительства РФ; б) распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

3. Если Государственная Дума отказывает Правительству РФ в доверии, Президент РФ в течение семи дней принимает решение либо об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).

Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума РФ не может быть распущена: 1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4); 2) в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения (ч. 5); 3) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5); 4) по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания (ч. 3).

В случае, когда полномочия депутатов прекращаются со дня роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, первое заседание Государственной Думы должно состояться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Таким образом, в период роспуска Государственной Думы продолжает действовать только Совет Федерации.

Полномочия и правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы

Основной задачей палат Федерального Собрания является законодательная деятельность. Предметы их ведения закреплены в ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Выделяют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат;

2) по принятию федеральных законов;

3) связанные с организацией деятельности палат.

Обе палаты имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к полномочиям (ведению) Совета Федерацииотносятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава се аудиторов.

Данный перечень не является закрытым: полномочия Совета Федерации определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, а также Регламентом Совета Федерации. Так, например, к полномочиям Совета Федерации в соответствии с Конституцией РФ относятся также право одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой (ст. 105), участвовать в принятии поправок к Конституции РФ, вносить запрос в Конституционный Суд РФ принимать Регламент Совета Федерации, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и др.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к полномочиям (ведению) Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку полномочия Государственной Думы определяются также и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, Регламентом палаты.

Так, например, в Конституции РФ содержатся полномочия принимать федеральные законы (ст. 105), Регламент Государственной Думы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101), вносить запрос в Конституционный Суд РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный законодательный процесс – законодательно установленная последовательность сменяющих друг друга стадий, реализуемая в рамках деятельности уполномоченных субъектов по принятию федеральных законов. В свою очередь аналогичная деятельность органов государственной власти субъектов РФ по принятию собственных законов называется региональным законодательным процессом, который на уровне отдельно взятого субъекта РФ имеет свои особенности.

Стадии федерального законодательного процесса

Поскольку российский парламент состоит из двух палат, федеральный законодательный процесс в Российской Федерации состоит из следующих основных (обязательных) стадий:

1) реализация права законодательной инициативы;

2) рассмотрение и принятие законопроекта в Государственной Думе;

3) рассмотрение и одобрение закона в Совете Федерации;

4) подписание закона Президентом РФ;

5) опубликование закона и вступление его в силу.

Дополнительные стадии федерального законодательного процесса связаны с отклонением от обычной законодательной процедуры и включают, например, получение заключения Правительства РФ, повторное рассмотрение Государственной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации, повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ.

Первой стадией любого законодательного процесса является реализация права законодательной инициативы, т.е. официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее правовые последствия.

Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Вторая стадия – рассмотрение и принятие законопроекта в Государственной Думе – осуществляется в два этапа: предварительное рассмотрение и чтения законопроекта в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы.

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер и заводится электронная регистрационная карта. Далее Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта установленным требованиям. Решение профильного комитета о соответствии законопроекта установленным требованиям, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы.

В случае соответствия законопроекта установленным требованиям Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет, а в определенных случаях и комитеты-соисполнители по законопроекту, включает законопроект в примерную программу работы на текущую либо на очередную сессию; направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату РФ, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения, а в отдельных случаях и в Счетную палату РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний; при этом устанавливается срок представления отзывов в ответственный комитет, который может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.

Обсуждение закона на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта.

Первое чтение сводится в основном к обсуждению депутатами целесообразности принятия закона по данному вопросу, основных положений законопроекта, его концепции и общей оценке. До принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, имеет (имеют) право:

а) по предложению ответственного комитета, оформленному решением ответственного комитета, изменить текст законопроекта и снова направить его в Государственную Думу;

б) отозвать внесенный им (ими) законопроект путем подачи письменного заявления или на основании соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы – коллегиального органа.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в СМИ.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять одно из следующих решений:

– принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений; отклонить законопроект;

– принять закон в целом, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

В третьем чтении законопроект обсуждается уже в целом, со всеми принятыми ранее поправками. Новые поправки, за исключением редакционных, возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, разделов, глав не допускаются. В исключительных случаях по требованию большинства депутатов путем голосования может быть принято решение о возвращении к процедуре второго чтения.

Голосование за законопроект в целом – третье чтение – производится в специально отведенные для этих целей Государственной Думой дни. Если законопроект не принят в третьем чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

Третья стадия – рассмотрение и одобрение закона в Совете Федерации. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, в котором рассматриваются принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Конституцией и Регламентом Совета Федерации.

Поступивший в Совет Федерации закон в срок, не превышающий 48 часов, направляется всем членам Совета Федерации, которые вправе организовать обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний отправляют его в соответствующий комитет. Совет Федерации вправе одобрить либо отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Это правило не распространяется на принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы но вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира.

Рассмотрение по указанным вопросам должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в Совет Федерации.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения федерального закона ответственный комитет вносит на рассмотрение проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить одно из следующих решений:

а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;

б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по отклоненному Советом Федерации федеральному закону;

в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты для преодоления возникших разногласий могут создавать согласительную комиссию, которая состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на паритетных началах и прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении или отклонении федерального закона. По итогам работы согласительной комиссии проводятся обсуждения в каждой палате, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании, в случае недостижения согласия между палатами, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть принят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Государственная Дума не принимает или не поддерживает решения о создании согласительной комиссии.

Таким образом, Государственная Дума принимает федеральный закон, а Совет Федерации его одобряет.

Четвертая стадия – подписание закона Президентом РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует федеральный закон. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ той палатой Федерального Собрания, в которой завершилась процедура принятия федерального закона.

В Конституции РФ предусмотрена возможность отклонения Президентом РФ федеральных законов – право вето Президента РФ. Данное право Президент РФ может использовать только по отношению к федеральным законам в течение 14 дней после их передачи ему и только с обоснованием мотивов отклонения. Право вето Президента РФ может быть преодолено повторным голосованием в каждой из палат Федерального Собрания РФ, при этом за федеральный закон должно проголосовать не менее двух третей депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Разрешение противоречий между палатами после голосования по отклоненному закону невозможно. Любое изменение или дополнение отклоненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ.

Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и палаты одобряют отклоненный Президентом РФ федеральный закон, то последний в пятидневный срок направляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней.

Пятая стадия – опубликование закона и вступление его в силу. В Российской Федерации закон вступает в силу с момента его официального опубликования, если иное не предусмотрено данным законом. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" на территории Российской Федерации применяются только те законодательные акты, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания – председателем соответствующей палаты или его заместителем.

"Официальный интернет-портал правовой информации" является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

На "Официальном интернет-портале правовой информации" размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Категория: уроки права 10-11 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 1406 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0