Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс

Конституционное право. Часть 1
18.04.2017, 18:00

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИЯ

Система права РФ подразделяется довольно четко на отрасли. Определяющую, основную роль среди всех отраслей имеет конституционное право.

Мы уже знаем определение* конституционного права, его предмет** и преобладающий метод***

*это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

**правоотношения, связанные с установлением и защитой прав и свобод личности, регулированием конституционного строя нашей страны, установлением основ современного гражданского общества

***чаще императивный (обязывающий или дозволяющий)

Конституция – это основной закон государства, устанавливающий принципы устройства государственной власти, основы правового статуса личности и имеющий высшую юридическую силу.
Структура Конституции:

  1. Преамбула
  2. 9 глав
  3. Заключительные и переходные положения

 

Интересные факты:

· К США самая короткая: 7 статей

· Самая длинна К в Индии 395 ст.

· 1791-1958 во Франции было 14К.


Свойства конституции:
1) верховенство (её действие распространяется на всю территорию государства; конституция имеет высшую юридическую силу);
2) основа всего действующего законодательства (принципы конституции развиваются в отраслевых законах);
3) стабильность (длительное действие без внесения в её текст изменений и дополнений; особый порядок принятия и внесения изменений); За 200 лет существования К США – только 15 поправок. За 20 лет К РФ только 2 изменения. А тексты обычных законов изменяются чаще: УПК 2003года за первый месяц внесли 300 поправок.
4) прямое действие (конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами);
5) реальность (возможность претворения в жизнь её норм, воплощения их в общественных отношениях);
6) легитимность (признание её как основного закона гражданами).Виды Конституций (зависит от исторических предпосылок, экономических и социальных реалий, культурных и религиозных традиций)

  Виды Конституций:

  1. По способу принятия:

 А. Народные (приняты всенародным голосованием или избранным народом органом)

 Б. Дарованные (октроированные, монарх «дарил» подданным конституцию с целью успокоения народных волнений)

2. По форме составления:

 А. Писаные (первая в 1787 США – один документ, Швеция несколько актов, провозглашенных конституцией)

 Б. Неписанные (Англия, множество актов формально несвязанных между собой)

3. По порядку пересмотра

  1. Гибкие (изменяются так же как и обычные законы)
  2. Жесткие (более сложная процедура)

4. По фактической реализации

  1. Реальные
  2. Фиктивные (1933-1945 Веймарская конституция была, но не действовала, нацистские законы прямо противоречили ей)

Конституционное движение началось в Европе в конце 17 начале 18 века. Все Конституции являли собой попытку ограничить власть абсолютного монарха и внедрить идеи прав и свобод человека. Первой в мире Конституцией считается Конституция США. У 19 веку уже все государства Европы и Америки имели Конституции, а так же некоторые страны Азии: Япония, Турция, Персия. В России конституционное развитие долгое время не имело успехов, монарх и дворянство видели успех государства только в самодержавной власти.

Этапы конституционной мысли в России:

1730 год «кондиции» Д.М.Голицын лелея установление в России ограниченной выборной монархии по Шведскому образцу и в результате угасания мужской линии династии Романовых, навязал племяннице Петра 1 курляндской герцогине Анне Иоановне подписать условии восхождения ее на трон: сама не могла решать вопросы войны и мира, назначать налоги, тратить казну, назначать на госслужбу и т.д. Но дворцовые заговоры не дали этому сбыться и через 37 дней кондиции были разорваны, а Голицын казнен.

1809 год «проект Сперанского» предусматривал введение Государственного совета, двухпалатный законосовещательный орган, где верхняя палата – назначается государем, а нижняя – избирается население, платящим налоги. Справедливый суд и защита от произвола. И опять дворянам показалось слишком подущающимся на заведенный порядок и к 1812 году Сперанского уволили. (александр 1)

1821 «проект Государственной уставной грамоты российской империи» Н.Н.Новосильцев Предлагалось сделать федерацию из 12 наместничеств, в каждом свои представительные органы, которые предлагали императору кандидатуры для нижней палаты законосовещательного органа, а верхнюю – назначает сам. Провозглашала верховенство закона, гарантировала право на неприкосновенность личности и собственности. Не ввел сам Александр, так как испугался европейских революций. (александр 1)

1822 «проект Муравьева»

1822 «проект Пестеля»

1881 реформы Лорис-Меликова

17.10.1905 манифест, подписал Николай 2

23.04.1906 внесены изменения в «основные государственные законы РИ»

10.07.1918 конституция РСФСР

31.01.1924 конституция СССР

5.12.1936 конституция СССР

7.10.1977 конституция СССР

12.12.1993 конституция РФ 58.4% на всенародном голосовании

 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Права человека — понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т. е. определенную не­зависимость, самостоятельность по отношению к госу­дарству, возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Признаки прав человека:

1. Принадлежат человеку от рождения.

2. Имеют неотчуждаемый, не­отъемлемый характер, при­знаются как естественные.

3. Признаются высшей социальной ценностью.

4. Их признание, соблюдение и защита являются обязан­ностью государства.

Права гражданина подразделяются на права челове­ка и права гражданина.

Права человека

  1. Принадлежат всем людям от рождения, независимо от то­го, являются ли они гражда­нами государства, в котором живут.
  2. Существуют независимо от их государственного призна­ния и законодательного за­крепления, вне связи челове­ка с конкретной страной
  3. Являются моральными и со­циальными понятиями, не всегда выступают как поня­тия юридические.

Права гражданина

  1. Принадлежат только гражда­нам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Речь идет о политических правах: право избирать и быть избранным в органы власти, право доступа к государствен­ной службе и др.
  2. Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных актах конк­ретной страны.
  3. Являются юридическими по­нятиями.
  4. Права могут подразделяться на гражданские (лич­ные), политические, экономические, социальные, куль­турные.

Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

  1. Гражданские (личные) права — принадлежат че­ловеку как биосоциаль­ному существу (ст. 19−55; 27−29; 45−54; 60; 62):Право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; честь и до­стоинство; гражданство; равенст­во перед законом и судом; свободу совести, свободу слова; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.
  2. Политические права — обеспечивают возмож­ность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30−33; 63): Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объ­единений; направлять личные и коллективные обращения в орга­ны власти и др.
  3. Экономические права — обеспечивают возмож­ность свободного распо­ряжения средствами про­изводства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34−37): Право быть собственником; право наследования; на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; отдых; защиту от безработицы и др.
  4. Социальные права — обеспечивают благосо­стояние и достойный уро­вень жизни (ст. 38−43): Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ин­валидности, потери кормильца; на жилище; образование; медицинс­кую помощь; защиту материнства и детства; благоприятную окру­жающую среду и др.
  5. Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореали­зацию личности (ст. 26; 44): Право на участие в культурной жизни, доступ к культурным цен­ностям; свободу творчества; куль­турную самобытность (пользова­ние родным языком, националь­ными обычаями, традициями и т. д.).

Права человека могут подразделяться на абсолютные (гражданские) и относительные (политические, экономические, социальные, культурные). Необходимым условием реализации прав человека является исполнение им обязанностей: не посягать на права других людей, уважать конституцию и демократи­ческий строй своей страны, соблюдать законы, нормы мо­рали и др.

 

Основные обязанности человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ:

1) соблюдение Конституции и законов РФ, прав и сво­бод других людей;

2) защита Отечества;

3) уплата законно установ­ленных налогов и сборов;

4) забота о памятниках исто­рии и культуры;

5) бережное отношение к при­роде и окружающей среде;

6) забота о детях и нетрудос­пособных родителях;

7) получение основного общего образования.

Налоги — это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

По способу платежа налоги делятся на: Прямые    Обязательные платежи, взимае­мые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц:

1) подоходный налог с на­селения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%);

2) налог на прибыль с фирм;

3) на иму­щество;

4) на недвижимость;

5) на даре­ние;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

Косвенные Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг:

1) акцизные (от лат. accidere — обрезать) сборы;

2) налог с продаж;

3) налог на добавленную стоимость (НДС);

4) таможен­ные пошлины;

5) налог на экспорт.

 

Основные системы налогообложения

  • Пропорциональная (Сумма налога пропорциональна доходам работников)
  • Регрессивная (Налог тем выше, чем ниже доход работника)
  • Прогрессивная (Налог тем выше, чем выше доход работника)

 

Основные принципы налогообложения

1) Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организаци­онно-правовой формы.

2) Легитимность — размер налогов и порядок их взимания законо­дательно утверждены государством.

3) Справедливость — равенство налогов на доходы рыночных струк­тур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

4) Определённость и точность налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их на­числения должны быть точно определены и по­нятны налогоплательщикам.

5) Удобство взимания на­логов для налогопла­тельщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.

6) Экономичность (эффективность) — необходимость соблюдения условий, при кото­рых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и органи­зации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подры­вать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.

7) Обязательность — неизбежность осуществления платежа.

8) Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Функции налогов

1) Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппа­рата, обороны страны и той части непроизвод­ственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, мно­гих учебных заведений, библиотек и т. д.

2) Распределительная — перераспределение доходов между разными со­циальными слоями с целью сглаживания нера­венства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капи­тальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

4) Социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышен­ных налогов.

5) Конкретно-учётная — осуществление учёта доходов граждан, предпри­ятий и организаций.

Налоги в РФ

Совокупность налогов в Российской федерации

  • Федеральные

 устанавливаются Налоговым кодек­сом РФ, обязатель­ны к уплате на всей территории РФ, пос­тупают в федераль­ный (государствен­ный) бюджет.

1) Налог на добав­ленную стоимость (НДС).

2) Акцизы.

3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.

4) Налог на прибыль организаций.

5) Таможенные пош­лины.

6) Налог на добычу полезных ископаемых.

7) Единый социальный налог.

8) Налог на покупку валюты и др.

9) Государственные пошлины.

 

  • Региональные

устанавливаются На­логовым кодексом РФ, законодательными ак­тами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъек­тов РФ, поступают в региональные бюдже­ты (субъектов РФ).

 1) Налог на имущество предприятий.

2) Транспортный налог.

3) Платежи за пользование природными ресурсами.

4) Лесной налог.

5) Плата за воду и др.

  • Местные

устанавливаются На­логовым кодексом РФ и нормативными акта­ми представительных органов местного само­управления, обяза­тельны к уплате на тер­ритории соответствую­щих муниципальных образований, поступа­ют в местный бюджет.

1) Земельный налог:

2) Курортный налог.

3) Налог на рекламу.

4) Налог на имущество физических лиц.

5) Налог на содержание жилого фонда и др.

 

Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ

Налог на добав­ленную стоимость (НДС) Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных то­варов (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Налог на прибыль предприятий и организаций Является прямым налогом, т. е. его сумма цели­ком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница между вы­ручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции (работ, услуг).

Налог на имущество предприятий Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.

Права и обязанности налогоплательщика

Налогоплательщик — организация (российская или иност­ранная) и физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое законом воз­ложена обязанность платить налоги и сборы.

Права налогоплательщика

1) получать от налоговых орга­нов бесплатную информа­цию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномо­чиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) использовать налоговые льготы при наличии оснований;

3) на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов;

4) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов;

5) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего пред­ставителя;

6) представлять налоговым орга­нам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по ак­там проведённых налоговых проверок;

7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу (НК) РФ или иным федеральным законам;

11) обжаловать в установленном по­рядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

12) требовать соблюдения налого­вой тайны — право налогопла­тельщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам;

13) требовать в установленном по­рядке возмещения в полном объ­ёме убытков, причинённых неза­конными решениями налоговых органов или действиями (бездей­ствием) их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщика

1) своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

2) вести бухгалтерский учёт, со­ставлять отчеты о финансо­во-хозяйственной деятель­ности (если она осуществля­ется);

3) представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты нало­гов информацию, докумен­ты и сведения;

4) выполнять требования на­логового органа об устра­нении выявленных нару­шений законодательства о налогах и др.;

5) в течение четырёх лет обес­печивать сохранность дан­ных бухгалтерского учёта и других документов, необ­ходимых для исчисления и уплаты налогов;

6) налогоплательщики — ор­ганизации и индивидуаль­ные предприниматели — кроме вышеназванных обя­занностей, должны письмен­но сообщать:

об открытии или закры­тии счетов;

обо всех случаях участия в российских и иностран­ных организациях;

обо всех обособленных под­разделениях, созданных на территории РФ;

об объявлении несостоя­тельности (банкротства), ликвидации или реорга­низации;

об изменении своего места нахождения или места жительства.

Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, нотариусам, занима­ющимся частной практикой, и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые органы по месту жительства на­логовую декларацию — письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисле­ния и уплаты налога.

Виды доходов физических лиц, подлежащих налогообложению:

1) дивиденды и проценты;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;

3) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

5) доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

7) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, и др.

Виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению:

1) государственные пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком);

2) государственные пенсии;

3) все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности:

1) Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законо­дательством. Начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности.

2) Залог имущества — соглашение между залогодателем и налоговым органом, в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязан­ности по уплате причитающихся сумм налога и начислен­ных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счёт стоимости заложенного имущества.

3) Поручительство — обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязан­ность налогоплательщика по уплате налогов, если послед­ний не уплатит в установленный срок причитающиеся сум­мы налога и соответствующих пеней. Оформляется догово­ром между налоговым органом и поручителем (может быть физическое или юридическое лицо).

4) Приостановление операций по счетам в банке — пре­кращение банком всех расходных операций по счёту нало­гоплательщика. Применяется для обеспечения решения о принудительном взыскании налога.

5) Арест имущества налогоплательщика — действие на­логового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогопла­тельщика в отношении его имущества для обеспечения ис­полнения решения о взыскании налога. Применяется толь­ко к организациям.

Разновидности ответственности за неуплату налогов

По российскому законодательству граждане, винов­ные в нарушении налогового законодательства, привлека­ются в установленном законом порядке не только к финан­совой (налоговой), дисциплинарной, но и к административ­ной и уголовной ответственности.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные ме­ры административной ответственности налогопла­тельщиков, совершающих отдельные налоговые правона­рушения:

1) уклонение от постановки на учёт в налоговом орга­не — предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полу­ченных за период, в который осуществлялась предприни­мательская деятельность без постановки на учёт;

2) нарушение срока представления налоговой деклара­ции или иных документов — штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации;

3) нарушение правил составления налоговой деклара­ции, т. е. неотражение или неполное отражение доходов — штраф в размере 5000 рублей;

4) неумышленная неуплата или неполная уплата сумм налога — штраф в размере 20% от неуплаченной суммы на­лога;

5) те же действия, совершённые умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога и т. д.

К налоговым преступлениям, за которые предусматри­вается уголовная ответственность, относятся следую­щие:

1) уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажён­ных данных о доходах или расходах путём сокрытия дру­гих объектов налогообложения, совершённое в крупном размере (если сумма неуплаченного налога превышает од­ну тысячу минимальных зарплат), наказывается лишени­ем права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лише­нием свободы на срок до трёх лет;

2) при неоднократном совершении этого преступления предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лише­нием права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до трёх лет;

3) уклонение гражданина от уплаты налога путём не­представления декларации о доходах в случаях, когда её подача является обязательной, либо путём включения в де­кларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере зара­ботной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 80 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года;

4) то же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти месяцев до одного го­да либо лишением свободы на срок до трёх лет.

 

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершённым в крупном размере, если сумма неуплаченно­го налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.

 

Воинская обязанность — обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных сил РФ. Порядок выполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.) и «О статусе военнослужащих» (1993 г.).

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

  1. Воинский учёт

Это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами. Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учет осуществляется соответствующими комиссиями по достижении 17-летнего возраста. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением: не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола; отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы; достигших предельного возраста пребывания в запасе; убывших на постоянное место жительства за границу.

  1. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе

Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам военной службы. Включает в себя: начальную военную подготовку; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; обучение по дополнительным образовательным программам в учреждениях среднего общего образования: суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах; обучение по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; физическую подготовку; медицинское освидетельствование; военно-патриотическое воспитание.

  1. Призыв на военную службу

Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооружённых сил РФ и воинских формирований на обязательной основе. Включает в себя: призыв граждан на срочную военную службу; призыв на военную службу офицеров запаса; призыв на военные сборы; призыв по мобилизации и в военное время.

  1. Прохождение военной службы по призыву

 Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь на военной службе, военнослужащий обязан быть верным Военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.

  1. Пребывание в запасе (резерве)

Заключается в прохождении военных сборов, выполнении правил призыва на военную службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учёту.

Лицами, зачисленными в запас, считаются: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на неё; не прошедшие военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учетную специальность; лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; прошедших альтернативную гражданскую службу.

  1. Призыв на военные сборы в период пребывания в запасе

Цель призыва — подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, призываются на учебные, поверочные и специальные военные сборы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин во время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.На учебные сборы продолжительностью один месяц призываются военнообязанные один раз в пять лет.

  1. Призыв в период мобилизации, военного положения и в военное время

Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

От воинской обязанности освобождаются:

  • граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет;
  • женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет;
  • не годные к военной службе по состоянию здоровья.

КТО ПОДЛЕЖИТ ПРИЗЫВУ?

Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, и осуществляет призывная комиссия, которая создаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.

Гражданин обязан явиться по первому вызову военного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неявка без уважительной причины влечёт за собой административную ответственность.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет:

состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе;

окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в РФ;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве;

имеющие ученую степень кандидата или доктора наук;

являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи
с исполнением ими обязанностей военной службы;

отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года);

являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

занятым постоянным уходом за близкими родственниками (инвалидами первой и второй группы, а также пожилыми людьми) отсрочка будет предоставляться после медико-социальной экспертизы;

имеющим ребенка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более детей;

обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования — на время обучения;

получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения
в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, — на время обучения и защиты квалификационной работы.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

http://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/7102/1.jpg

Закон устанавливает общее правило: граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами территории субъектов РФ, где они постоянно проживают (т. е. по экстерриториальному принципу). В то же время закон допускает возможность исключения: при невозможности направления граждан за пределы территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.

Работодатель (командир воинской части, руководитель военной организации и др.), к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним трудовой договор на период её прохождения в этой организации. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, которому военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц.

Условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой:

несение военной службы противоречит убеждениям гражданина;

несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина;

гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

 

Категория: уроки права 10-11 класс | Добавил: Nath
Просмотров: 3731 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0