Главная » Файлы » Методические разработки уроков » уроки права 10-11 класс |
18.04.2017, 18:00 | |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И КОНСТИТУЦИЯ Система права РФ подразделяется довольно четко на отрасли. Определяющую, основную роль среди всех отраслей имеет конституционное право. Мы уже знаем определение* конституционного права, его предмет** и преобладающий метод*** *это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. **правоотношения, связанные с установлением и защитой прав и свобод личности, регулированием конституционного строя нашей страны, установлением основ современного гражданского общества ***чаще императивный (обязывающий или дозволяющий) Конституция – это основной закон государства, устанавливающий принципы устройства государственной власти, основы правового статуса личности и имеющий высшую юридическую силу.
Интересные факты: · К США самая короткая: 7 статей · Самая длинна К в Индии 395 ст. · 1791-1958 во Франции было 14К.
Виды Конституций:
А. Народные (приняты всенародным голосованием или избранным народом органом) Б. Дарованные (октроированные, монарх «дарил» подданным конституцию с целью успокоения народных волнений) 2. По форме составления: А. Писаные (первая в 1787 США – один документ, Швеция несколько актов, провозглашенных конституцией) Б. Неписанные (Англия, множество актов формально несвязанных между собой) 3. По порядку пересмотра
4. По фактической реализации
Конституционное движение началось в Европе в конце 17 начале 18 века. Все Конституции являли собой попытку ограничить власть абсолютного монарха и внедрить идеи прав и свобод человека. Первой в мире Конституцией считается Конституция США. У 19 веку уже все государства Европы и Америки имели Конституции, а так же некоторые страны Азии: Япония, Турция, Персия. В России конституционное развитие долгое время не имело успехов, монарх и дворянство видели успех государства только в самодержавной власти. Этапы конституционной мысли в России: 1730 год «кондиции» Д.М.Голицын лелея установление в России ограниченной выборной монархии по Шведскому образцу и в результате угасания мужской линии династии Романовых, навязал племяннице Петра 1 курляндской герцогине Анне Иоановне подписать условии восхождения ее на трон: сама не могла решать вопросы войны и мира, назначать налоги, тратить казну, назначать на госслужбу и т.д. Но дворцовые заговоры не дали этому сбыться и через 37 дней кондиции были разорваны, а Голицын казнен. 1809 год «проект Сперанского» предусматривал введение Государственного совета, двухпалатный законосовещательный орган, где верхняя палата – назначается государем, а нижняя – избирается население, платящим налоги. Справедливый суд и защита от произвола. И опять дворянам показалось слишком подущающимся на заведенный порядок и к 1812 году Сперанского уволили. (александр 1) 1821 «проект Государственной уставной грамоты российской империи» Н.Н.Новосильцев Предлагалось сделать федерацию из 12 наместничеств, в каждом свои представительные органы, которые предлагали императору кандидатуры для нижней палаты законосовещательного органа, а верхнюю – назначает сам. Провозглашала верховенство закона, гарантировала право на неприкосновенность личности и собственности. Не ввел сам Александр, так как испугался европейских революций. (александр 1) 1822 «проект Муравьева» 1822 «проект Пестеля» 1881 реформы Лорис-Меликова 17.10.1905 манифест, подписал Николай 2 23.04.1906 внесены изменения в «основные государственные законы РИ» 10.07.1918 конституция РСФСР 31.01.1924 конституция СССР 5.12.1936 конституция СССР 7.10.1977 конституция СССР 12.12.1993 конституция РФ 58.4% на всенародном голосовании ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Права человека — понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т. е. определенную независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Признаки прав человека: 1. Принадлежат человеку от рождения. 2. Имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные. 3. Признаются высшей социальной ценностью. 4. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права гражданина подразделяются на права человека и права гражданина. Права человека
Права гражданина
Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ
Права человека могут подразделяться на абсолютные (гражданские) и относительные (политические, экономические, социальные, культурные). Необходимым условием реализации прав человека является исполнение им обязанностей: не посягать на права других людей, уважать конституцию и демократический строй своей страны, соблюдать законы, нормы морали и др.
Основные обязанности человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ: 1) соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей; 2) защита Отечества; 3) уплата законно установленных налогов и сборов; 4) забота о памятниках истории и культуры; 5) бережное отношение к природе и окружающей среде; 6) забота о детях и нетрудоспособных родителях; 7) получение основного общего образования. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. По способу платежа налоги делятся на: Прямые Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц: 1) подоходный налог с населения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%); 2) налог на прибыль с фирм; 3) на имущество; 4) на недвижимость; 5) на дарение; 6) на наследство; 7) на финансовые операции. Косвенные Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг: 1) акцизные (от лат. accidere — обрезать) сборы; 2) налог с продаж; 3) налог на добавленную стоимость (НДС); 4) таможенные пошлины; 5) налог на экспорт.
Основные системы налогообложения
Основные принципы налогообложения 1) Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы. 2) Легитимность — размер налогов и порядок их взимания законодательно утверждены государством. 3) Справедливость — равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода. 4) Определённость и точность налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам. 5) Удобство взимания налогов для налогоплательщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения. 6) Экономичность (эффективность) — необходимость соблюдения условий, при которых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений. 7) Обязательность — неизбежность осуществления платежа. 8) Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени. Функции налогов 1) Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д. 2) Распределительная — перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе. 3) Стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения. 4) Социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов. 5) Конкретно-учётная — осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций. Налоги в РФ Совокупность налогов в Российской федерации
устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ, поступают в федеральный (государственный) бюджет. 1) Налог на добавленную стоимость (НДС). 2) Акцизы. 3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог. 4) Налог на прибыль организаций. 5) Таможенные пошлины. 6) Налог на добычу полезных ископаемых. 7) Единый социальный налог. 8) Налог на покупку валюты и др. 9) Государственные пошлины.
устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты (субъектов РФ). 1) Налог на имущество предприятий. 2) Транспортный налог. 3) Платежи за пользование природными ресурсами. 4) Лесной налог. 5) Плата за воду и др.
устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в местный бюджет. 1) Земельный налог: 2) Курортный налог. 3) Налог на рекламу. 4) Налог на имущество физических лиц. 5) Налог на содержание жилого фонда и др.
Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ Налог на добавленную стоимость (НДС) Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Налог на прибыль предприятий и организаций Является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Налог на имущество предприятий Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия. Права и обязанности налогоплательщика Налогоплательщик — организация (российская или иностранная) и физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Права налогоплательщика 1) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; 2) использовать налоговые льготы при наличии оснований; 3) на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; 4) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов; 5) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 6) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок; 7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; 9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах; 10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу (НК) РФ или иным федеральным законам; 11) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 12) требовать соблюдения налоговой тайны — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам; 13) требовать в установленном порядке возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или действиями (бездействием) их должностных лиц. Обязанности налогоплательщика 1) своевременно и в полном размере уплачивать налоги; 2) вести бухгалтерский учёт, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности (если она осуществляется); 3) представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов информацию, документы и сведения; 4) выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.; 5) в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; 6) налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — кроме вышеназванных обязанностей, должны письменно сообщать: об открытии или закрытии счетов; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ; об объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации; об изменении своего места нахождения или места жительства. Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, нотариусам, занимающимся частной практикой, и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые органы по месту жительства налоговую декларацию — письменное заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Виды доходов физических лиц, подлежащих налогообложению: 1) дивиденды и проценты; 2) страховые выплаты при наступлении страхового случая; 3) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав; 4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества; 5) доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества; 6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; 7) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, и др. Виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению: 1) государственные пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком); 2) государственные пенсии; 3) все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности: 1) Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности. 2) Залог имущества — соглашение между залогодателем и налоговым органом, в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счёт стоимости заложенного имущества. 3) Поручительство — обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Оформляется договором между налоговым органом и поручителем (может быть физическое или юридическое лицо). 4) Приостановление операций по счетам в банке — прекращение банком всех расходных операций по счёту налогоплательщика. Применяется для обеспечения решения о принудительном взыскании налога. 5) Арест имущества налогоплательщика — действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Применяется только к организациям. Разновидности ответственности за неуплату налогов По российскому законодательству граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке не только к финансовой (налоговой), дисциплинарной, но и к административной и уголовной ответственности. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры административной ответственности налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения: 1) уклонение от постановки на учёт в налоговом органе — предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных за период, в который осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на учёт; 2) нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов — штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации; 3) нарушение правил составления налоговой декларации, т. е. неотражение или неполное отражение доходов — штраф в размере 5000 рублей; 4) неумышленная неуплата или неполная уплата сумм налога — штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога; 5) те же действия, совершённые умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога и т. д. К налоговым преступлениям, за которые предусматривается уголовная ответственность, относятся следующие: 1) уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах путём сокрытия других объектов налогообложения, совершённое в крупном размере (если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных зарплат), наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет; 2) при неоднократном совершении этого преступления предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет; 3) уклонение гражданина от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда её подача является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 80 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года; 4) то же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трёх лет.
Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершённым в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.
Воинская обязанность — обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных сил РФ. Порядок выполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.) и «О статусе военнослужащих» (1993 г.). ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
Это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами. Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учет осуществляется соответствующими комиссиями по достижении 17-летнего возраста. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением: не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола; отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы; достигших предельного возраста пребывания в запасе; убывших на постоянное место жительства за границу.
Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам военной службы. Включает в себя: начальную военную подготовку; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; обучение по дополнительным образовательным программам в учреждениях среднего общего образования: суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах; обучение по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; физическую подготовку; медицинское освидетельствование; военно-патриотическое воспитание.
Это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооружённых сил РФ и воинских формирований на обязательной основе. Включает в себя: призыв граждан на срочную военную службу; призыв на военную службу офицеров запаса; призыв на военные сборы; призыв по мобилизации и в военное время.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь на военной службе, военнослужащий обязан быть верным Военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.
Заключается в прохождении военных сборов, выполнении правил призыва на военную службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учёту. Лицами, зачисленными в запас, считаются: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на неё; не прошедшие военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учетную специальность; лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; прошедших альтернативную гражданскую службу.
Цель призыва — подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, призываются на учебные, поверочные и специальные военные сборы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин во время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.На учебные сборы продолжительностью один месяц призываются военнообязанные один раз в пять лет.
Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. От воинской обязанности освобождаются:
КТО ПОДЛЕЖИТ ПРИЗЫВУ? Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, и осуществляет призывная комиссия, которая создаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. Гражданин обязан явиться по первому вызову военного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неявка без уважительной причины влечёт за собой административную ответственность. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет: состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе; окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие ученую степень кандидата или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; занятым постоянным уходом за близкими родственниками (инвалидами первой и второй группы, а также пожилыми людьми) отсрочка будет предоставляться после медико-социальной экспертизы; имеющим ребенка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более детей; обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования — на время обучения; получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. Закон устанавливает общее правило: граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами территории субъектов РФ, где они постоянно проживают (т. е. по экстерриториальному принципу). В то же время закон допускает возможность исключения: при невозможности направления граждан за пределы территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Работодатель (командир воинской части, руководитель военной организации и др.), к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним трудовой договор на период её прохождения в этой организации. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, которому военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц. Условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой: несение военной службы противоречит убеждениям гражданина; несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина; гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
| |
Просмотров: 3731 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |