Главная » Файлы » Для подготовки к экзаменам » 9 класс

Раздел Политика
14.02.2015, 15:53

1. Политика и власть

ПОЛИТИКА

  • совокупность социальных идей и целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами
  • искусство управления государством и обществом (Аристотель)
  • искусство или наука ведения общественных дел

Государственная политика - деятельность по осуществлению государственной власти.

Функции политики (= её роль):

  • Организационная. Создает для общества организационные основания
  • Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
  • Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам
  • Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть
  • Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

ВЛАСТЬ - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие.

Виды власти:

  • По сфере жизни общества: политическая, экономическая, духовно-информационная
  • По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.
  • По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная

Структура власти (ее элементы):

  1. субъект;
  2. объект;
  3. основания (источники)
  4. ресурсы;
  5. функции;

Политическая власть

  • власть, осуществляемая через политические структуры и правительственные организации
  • способность определенной социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия

Признаки ПВ (государственной):

1) верховенство (обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество);

2) публичность (действует на основе права от имени всего общества);

3) легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу);

4) моноцентричность (единый центра принятия политических решений);

5) многообразие ресурсов (возможность использования разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).

Субъекты политической власти

  • политические общественные объединения,
  • партии,
  • органы местного самоуправления,
  • граждане, реализующие политические права
  • государственные органы

Легитимность (от лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.(свойство власти)

Виды ПВ: 
1. По месту в структуре власти: 1) центральная, 2) региональная, 3) местная.
2.По источнику, ресурсам (Макс Вебер): 1) харизматическая, 2) традиционная, 3) легальная.

Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций, но государственная власть является стержнем политической власти

2.Разделение властей

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Концепция сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. Основоположники теории Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) – ввел термин.

Принцип разделения властей является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха.

Система разделения властей включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

 

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

 

Ветви власти:

  • Законодательная
    • принимает законы
    • коллегиальность решений, нет соподчиненности у органов разных уровней
    • выборность
  • Исполнительная 
    • проводит в жизнь, т. е. исполняет, принятые законы
    • практическая реализация, организационный характер, повседневность и непрерывность
    • назначаемость
  • Судебная
    • защищает право путем осуществления правосудия
    • неприкосновенность и несменяемость судей
    • назначаемость (мировые возможна выборность парламентом или населением по закону субъекта)

3. Государство

ГОСУДАРСТВО, различные значения термина

1) организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства принуждения (в теории права)

2) совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (в конституционном праве)

3) основной участник международных отношений (в международном праве)

Государство — особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Признаки государства:

  • Публичная власть (выделенной из общества и несовпадающей с населением страны; публичная власть включает в себя органы гос-ва, гос чиновников, армию, исправительные учреждения – тюрьмы, следственные изоляторы)
  • Система налогов и податей (для формирования общенационального бюджета)
  • Монополия на принудительную власть в отношении всего населения (только гос-во может лишить гражданина высших ценностей – жизнь, свобода, собственность, семья)
  • Связь с правом – гос-во не может существовать без права, так как оно оформляет власть и способствует её легитимности
  • Территориальная организация – государство распространяет свою власть в рамках своей территории. Территориальное разделение порождает понятия: гражданство, иностранец, апатридов и бипатридов.
  • Суверенитет – это присущая любому гос-ву верховенство и независимость в международных отношениях от внутренних и от внешних влияний. Государство обладает наивысшей властью в рамках своих границ и не имеет права вмешиваться в дела других государств.
  • Дополнительные признаки: население, бюрократический аппарат, материально-технические средства, государственная символика (герб, флаг, гимн, девиз, печать).

Функции государства – основные направления деятельности государства:

  • Внутренние:
    • Политические (формулирование стратегии развития общества).
    • Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация.
    • Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры).
    • Духовная(воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).
    • Правовая (создание законов и правоохранительная деятельность)
  • Внешние:
    • Обеспечение национальной безопасности.
    • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере.
    • Развитие взаимовыгодного сотрудничества.
    • Участие в решении глобальных проблем.

4. Форма государства

С момента своего происхождения государства развивались, совершенствовались, менялись. К настоящему моменту в мире около 195 государств (в ООН 193, наблюдатели Ватикан и Палестина). И все эти государства отличаются друг от друга. Чтобы было проще ориентироваться их сгруппировали по характерным чертам.

 

Характеристики любого государства = форма государства:

  • Форма территориального устройства = форма государственного устройства
  • Форма правления
  • Политический режим

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти.

Виды форм правления:

  1. Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие):
    • абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);
    • дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);
    • парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).
  2. Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство):
    • президентская (Аргентина, Бразилия, США);
    • полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция);
    • парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария).

 

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Виды:

  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • *конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество)* это союз независимых суверенных государств, поэтому не все авторы причисляют К к ФТУ.

 

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Виды режимов:

  • демократический (от гр. demo-kratia — власть народа);
  • тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью);
  • авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние).

Форма территориального устройства

  • закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей
  • способ территориальной организации государства

Унита́рное госуда́рствоunitas — единство)

- форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют признаков государственного суверенитета.

 

Признаки (открыть страницу с признаками государства и характеризовать каждый):

  • Единая система государственного аппарата на всей территории страны
  • Территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус
  • Единое гражданство
  • Единая система права, денежная единица, и система вооруженных сил
  • Единая система налогов

 

Федера́ция (foederatio — объединение, союз)

- форма государственного устройства, при которой части государства обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Виды Федераций: национальная, территориальная, национально-территориальная.

 

Признаки:

  • Территория государства состоит из территорий ее субъектов, которые обладают определенной самостоятельностью
  • Существует два уровня государственного аппарата – федеральный и субъектов
  • Высший законодательный орган обладает двухпалатной структурой
  • Наличие гражданства субъектов федерации
  • Разграничение компетенций между федерацией и субъектами
  • Двуканальная система налогов

Субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, федеральные земли и др.

 

Форма правления

Монархия

форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному правителю — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.

Признаки:

  • Власть главы государства имеет бессрочный и пожизненный характер
  • Власть передается по наследству
  • Юридическая безответственность монарха
  • Регенство (правления за...)
  • Монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа

Республика

это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

В настоящее время из 195 государств мира около 140 являются республиками.

Признаки:

  • Существование единоличного главы государства - президента
  • Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов власти
  • Четкое разделение полномочий: Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть
  • Юридическая ответственность главы государства (Например, согласно Конституции РФ, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства)

Политический режим

Признаки Демократического политического режима

  • Предоставление гражданам широких прав и свобод
  • Активное участие населения в решении государственных вопросов
  • Многопартийность и свобода экономической деятельности
  • Правовой характер деятельности государственных органов
  • Отсутствие обязательной для всех государственной идеологии
  • Высокий уровень правосознания и правовой культуры

Признаки тоталитарного ПР

  • Власть узурпируется (единолично или группой лиц)
  • Общественная жизнь унифицируется
  • Вводится единая идеология, манипуляция массовым сознанием
  • Государство обладает монополией в экономике
  • Права и свободы граждан только декларируются

Признаки авторитарного ПР

  • Нет обязательной идеологии
  • Управление в государстве сильно централизованно
  • Часто применяется насилие для исполнения решений власти
  • Оппозиция практически не допускается, хотя формально существует много партий

5. Участие граждан в политической жизни

 

Политическое участие (или поведение) – это действия гражданина с целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров в институты власти.

Виды (не все):

  • Абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – уклонение от участия в политической жизни.
  • Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение преступающее правовые и моральные нормы.
  • Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (либо его угрозы) для запугивания правительства и населения.
  • Референдум форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
  • Выборы - способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или иным органом.

 

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

 МСУ осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу МСУ составляют муниципальные образования. Муниципа́льное образова́ние — часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов

В Конституции РФ (глава 8, статьи 130 - 133) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

     

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Функции МСУ = его роль и значение:

  • местные нужды лучше знакомы самим жителям;
  • местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость;
  • общественная жизнь равномернее распределяется по всему государству

 

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов;

Стадии:

     1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);

     2) выдвижение и регистрация кандидатов;

     3) предвыборная агитация и финансирование выборов;

     4) голосование,

     5) установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.

Избирательная кампания (от франц. campagne – поход) – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Электорат (от лат. elector – избиратель) – контингент голосующих.

 

Принципы избирательного процесса в РФ:

1) Всеобщность

2) Свободное участие в выборах

(В некоторых странах (например, в Бразилии) избирательное право сформулировано как избирательный долг — неучастие в выборах может приводить к штрафу и лишению ряда гражданских прав.)

3) Равное избирательное право "один человек - один голос"

4) Прямые и непрямые выборы

(косвенные (многостепенные) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.)

5) Тайное голосование 

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Право быть избранным, возраст зависит от уровня власти, минимальный в органы МСУ 18 лет, ГД 21 год, СФ – 30 лет, Президент 35 лет. Иногда вводят другие цензы.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Право избирать, наступает с 18 лет

 

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении.

 

 

Признаки ПП:

1) достаточно длительное по времени объединение людей (клиентеллы, фракции, клики возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами);

2) организационная структура в центре и наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3) цель – завоевание и осуществление власти;

4) народная поддержка, начиная с голосования, и заканчивая активным членством в партии;

5) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

6) устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

 

Гражданское общество 

совокупность НЕгосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Признаки гражданского общества:
     1) политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);
     2) добровольность участия граждан в общественной жизни; 
     3) частная собственность в качестве экономической основы;
     4) наличие справедливых законов, отстаивающих права человека;
     5) правовая и моральная ответственность индивида перед обществом за свои действия;
     6) формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности;
     7) упразднение единства политики, идеологии и религии, утверждение раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, религиозного и светского.

 

Функции гражданского общества:

     1) социализация индивидов; 

     2) самоорганизация и самоуправление в обширной сети частных интересов;  

     3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности;

     4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов; 

     5) стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления гражданских и политических прав и свобод.  

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, действует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

     

Признаки правового государства:

     1) верховенство права (закона) во всех областях государственной и общественной жизни

     2) гарантированность прав человека;

     3) взаимная ответственность государства и личности;

     4) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги».

     Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем… ».

Категория: 9 класс | Добавил: Nath | Теги: политика, ГИА Обществознание
Просмотров: 40600 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/79
Всего комментариев: 0